Девятнадцатый век в истории России-время великих побед и свершении, время гениальных и талантливых людей. Одним из таких, оставивших свой след в истории России, был не оцененный по достоинству современниками писатель и философ князь Владимир Одоевский.
До настоящего времени полной и достоверной истории жизни и творчества князя Одоевского нет, хотя публикации последних лет приближают нас к ней.
Царский чиновник князь Одоевский
Отметим что жизненная судьба Одоевского определялась его аристократическим происхождением, навязывающим ему множество обязанностей, должностей и суровых правил этикета. Поэтому его внешняя жизнь в 1840-1860-е годы казалась современникам скудной и монотонной. Затянутый в мундир установленной формы чиновник Одоевский аккуратно являлся на государственную службу, бывал у великой княгини Елены Павловны и исполнял свои обязанности при царском дворе.
И также аккуратно получал «анненские и владимирские кресты», чины и придворные звания: камергера, гофмейстера царского двора и действительного статского советника. То есть, жил жизнью и обладал карьерой знатного светского человека, имевшего все и не нуждающегося ни в чем, при том что многолетние литературные труды не принесли князю богатства.
Мыслитель в литературе "пушкинской поры"
Князь Одоевский не был бурным романтическим «гением», тонким мечтателем- лириком или же ироническим скептиком. Он был именно русским мыслителем, «русским умом» стремящимся к воссоединению всех «частей знания». Таким пришёл молодой знатный дворянин Одоевский в отечественную литературу «пушкинской поры» и таким запечатлён навсегда в её истории.
Очевидно, что без таких даровитых людей российская литература была бы несравненно беднее. Поэтому Пушкин постоянно искавший единомышленников и союзников, сознавал это особенно отчетливо. И в 1831 году положительно отозвался в литературных кругах о «Квартете Бетховена» Одоевского, отметив что князь «обещает стать писателем, выражающим мысли своего века». В свою очередь, Одоевский мыслил русскую литературу как уникальный художественный организм, как галерею живых лиц, участвующих в общей культурной работе.
"Фауст" русской литературы
Современники часто называли князя Одоевского «русским Фаустом», из-за его увлечения оккультными науками и космизмом, алхимией и опытами с электричеством. Сам князь так объяснял своё понимание этого образа: « говорят, что Гёте в «Фаусте» изобразил страдание человека всезнающего, постигнувшего все силы природы. Но знание природы, которое, можно сказать мимоходом никогда не может достигнуть краиних пределов, никогда не производит чувства страдания.. грусть лишь о том что пределы не достигнуты».
Князь Одоевский доказывал современникам, что в сфере духа ничто устоичивое и жизнеспособное не исчезает бесследно. Книги и мысли, как известно имеют свою судьбу и поэтому можно сказать что они появляются и воспринимаются в то время, когда становятся нужны. Именно сейчас стало ясно, что за знаменитыми «Русскими ночами» и другими произведениями Одоевского стоит достаточно много живых идей и весомых проблем, отнюдь не ставших историей.
И сегодня мы обращаемся к В. Ф. Одоевскому не только как к талантливому русскому прозаику первой трети прошлого столетия .Поскольку выясняется что и в сфере точных наук, педагогике, эстетики, музыки и социальной мысли этот удивительный человек начинал задумываться над проблемами , тогда лишь едва намеченными, а сегодня подступившими к нам вплотную. А его собственная жизнь ученого и писателя-интереснейший пример вечного стремления самобытного ума к пределам живого знания.
Подводя итоги, отметим что исследования и публикации последних лет постепенно извлекают из забвения мысли и творения Владимира Одоевского, этого русского талантливого писателя и философа и выдающегося деятеля отечественной культуры. И почему то вериться, что к этому искреннему голосу писателя прошлых столетии, сообщающему нам живым нестареющие истины, современный читатель прислушается с должным вниманием и интересом..