Камчатка, граждане, далеко не рай на земле, а очень даже похожа на совершенно отсталую окраину, которой и была во все времена. Ничего здесь нет полезного для человечества, кроме рыбы, но и ту гораздо дешевле добывать экспедиционными судами, базы которых находятся на материке.
Единственно, что делает наш полуостров уникальным и очень нужным Отечеству, так это Авачинский залив с Авачинской губой, где базируется наш тихоокеанский подводный атомный флот, субмарины которого в течение двух часов могут выйти в море по тревоге и оказаться вне зоны видимости потенциальных врагов – тысячеметровые глубины здесь начинаются в двадцати морских милях от берега.
Так что в стратегическом плане лучше места для базирования атомного флота на нашей планете нет, вот поэтому содержат Петропавловск и Камчатку на федеральном бюджете власти и не ропщут.
Однако, есть еще кое что, очень привлекательное (уже для простого народа, а не властей), что немного скрашивает унылые будни аборигенов.
Дело в том, что на нашем полуострове, единственном в России месте, обитает пять видов лосося – один вкуснее другого. И только мы имеем возможность вполне легально наслаждаться блюдами из него с июня по октябрь (а то и дольше).
На Камчатке промышленно добывают (в разных, конечно, объемах): горбушу, нерку, кижуча, кету и чавычу (королевский лосось). В этом году наука дала прогноз на добычу 380 тысяч тонн рыбы (в основном, горбуши) на восточном и западном побережьях полуострова. Путина началась с первого июня, и уже в этот день жаждущие аборигены потянулся на рыбные рынки за свежим лососем… А его там не было… еще не поймали.
Лосось появился на рынке 3 июня: продавали нерку (600 рублей за килограмм) и чавычу (1 600 рублей за килограмм). Еще был сазан из Усть-Камчатска по 500 рублей. Но при наличии красной рыбы народ от сазана, в основном, воротит нос.
В этом году мы уже дождались лососевого питания. Так как цена на рыбу была далеко не бюджетная, я прикупил себе нерку в 1 кг. 600 гр. За одну тысячу рублей и нам ее хватило на четыре тарелки ухи и 15 кусочков жарехи (на второй день рыбы уже не было).
Столица Камчатки – Петропавловск, город не очень красивый (мы к нему уже присмотрелись, а приезжие очень по этому поводу возмущаются). Здесь, в основном, серые старые пятиэтажки, нет парков, променадов и других мест отдыха… Как-то всегда пыльно (если не идет дождь), грязно и холодно (нынче еще не появились на деревьях листья). А чуть отъедешь от города – и вообще труба дело… Запустение и разруха, чем дальше от центра – тем нагляднее.
В общем, возможность наслаждаться лососевой диетой, наверное, хоть как-то компенсирует нам все другие тяготы и заботы, которые донимают нас в течение года (снег, холод, ветер, лед, землетрясения, пеплопады и прочая). Да вот только впрок наесться невозможно, и уже после двух-трех съеденных рыбех как-то аппетит пропадает. Ну до октября еще можно перебирать (то кету купишь, то чавычу…) А после октября можно купить только кижуч… а в зиму так вообще ничего.
Почему-то нынешней зимой совершенно не было у нас на рынках белой рыбы. В прежние времена заканчивался лосось (примерно в ноябре), рыбаки начинали возить в город треску, минтай, камбалу, навагу, корюшку… А в этом году была только корюшка и то эпизодически и не везде. Так что за зиму мы соскучились не только за лососем.
…
Не перестает удивлять земное народонаселение пришибленный американский президент своими цирковыми кульбитами. Вот и на минувшей неделе этот престарелый знаменитый хромой в очередной раз брякнулся оземь на совершенно ровном месте при большом скоплении народа. Сам он, конечно, встать не мог (наверное, по причине физической немощи), так что его от асфальта отрывала охрана. По этому поводу ему можно прилепить прозвище Неваляшка Джо…
Иван ТРОФИМОВ.
Фото автора и из открытого доступа.