Приветствую вас!
В предыдущей статье мы подробнее ознакомились с одной изолированной фобией - аэрофобией. Теперь наша задача понять, как мы можем с ней справиться. Если говорить про техники когнитивно-поведенческой терапии, то схема во многом универсальная. Мы уже по подобной схеме справлялись с паническими атаками и с агорафобией.
- Первым шагом мы пытались понять, чего мы боимся. В случае аэрофобии мы понимаем - у нас страх летать на самолете. Однако, может быть несколько составляющих. Мы можем бояться того, что что-то случится, авиакатастрофа, нас не станет и мы можем разбираться в этом направлении. Также тревожные люди любят все контролировать. Они боятся последствий, последствий большого количества событий, более того часто гиперболизированных. А значит, чтобы ничего не случилось что нужно делать? Правильно все контролировать. А что Вы можете контролировать в самолете? Ну и конечно может быть врожденный (эволюционно закрепленный) элемент, когда вроде страх есть, а найти его причину мы не можем.
Для чего понимать причину страха? Если речь, например, идет о желании, даже потребности все контролировать, то вполне возможно это распространяется и на другие сферы вашей жизни. Контроль окружающих вас людей, контроль событий и так далее.
2. Мы уже рассматривали охранительное поведение ранее, постарайтесь вспомнить все, к чему вы прибегаете или прибегните сразу же как будет нужно куда-то лететь. Эти позывы нужно будет отслеживать и контролировать. Объяснять себе, что тем самым вы лишь укрепляете свой страх. Объяснять столько раз, сколько будет нужно. Пока вы не выявите все формы поведения и не убедитесь, что они не помогают побороть страх.
3. Это один из самых сложных этапов - поиск мотивации, так как мы, в случае страха с легкостью сможем обесценить любую мотивацию. А нам нужно ее найти. Когда речь идет о не таких уж и длинных дистанциях, например 1,5 - 2 тысячи километров мы можем поехать на машине или на поезде. Но по факту мы потратим (потеряем) 2 дня в среднем своей жизни в одну сторону и столько же в другую. Вместо 4-5 часов с учетом полета, регистрации и получения багажа. Просто вдумайтесь 96 часов вашей жизни вместо 10-и в обе стороны. Правда ли страх стоит этого? Также далеко не везде можно добраться наземным транспортом. А мир так огромен и прекрасен, что желание увидеть его, открыть для себя заслуживает стоять выше тревоги.
4. Задача объяснить себе, что страх не имеет рациональности. Задачка та еще. Мы можем опираться на статистику, а она-то говорит, что самолет - самый безопасный вид транспорта. Вы это слышали бесчисленное количество раз. Шанс гибели в авиакатастрофе 1/8000000. Если каждый день летать на случайном рейсе, то вам понадобится 21 000 лет. При этом та же статистика говорит, что машина и поезд значительно опаснее. Но нам кажется, что в машине у нас больше шансов повлиять на ситуацию, а поезд едет по отдельным рельсам, что на них может случиться? Давайте задумаемся о том, что миллионы людей летают каждый день, сотни или тысячи самолетов в небе и с ними все хорошо. При этом та же сводка автоаварий ежедневно пестрит заголовками. Естественно, вы сможете все опровергнуть, но не опровергаете ли вы этим свое желание избавиться от страха?
5. Начинаем включать воображение. Наша задача детально, в мельчайших подробностях представить встречу с объектом нашего страха. Как мы покупаем билет, как мы собираем вещи, как мы вызываем такси для поездки в аэропорт. Отслеживайте как интенсивно и во время каких действий возрастает ваша тревога. Вам нужно будет повторять это до тех пор, пока ваш уровень страха не будет снижаться. Таким образом вы пройдете весь этап. Прорабатывая все до самого конца, а именно приземления в нужной вам точке назначения.
6. Пришла пора встречи в реальной жизни. Начнем с малого, вам нужно двигаться к цели небольшими шагами. Можно в день полета, можно постараться заранее проработать некоторые шаги. Вызвать такси в аэропорт или поехать на машине. Отслеживать свою тревогу. Смотреть за тем, как люди толпами входят в здание аэропорта и выходят из него. Понаблюдайте за взлетом и посадкой самолетов, Вы можете удивиться, но этот процесс (особенно в крупных городах) напоминает поездки общественно транспорта, а порой и чаще. Самолеты садятся и взлетают один за одним. Я лично наблюдал за очередью на взлет в Казани. Один, второй, третий…десятый. Отслеживайте страх и старайтесь направлять ваши мысли по пути рациональности. Когда будете в самолете - отслеживайте тревожные мысли и охранительное поведение. Одергивайте себя. Не сопротивляйтесь мыслям. Пусть они идут потомком. Перерабатывать их в рациональные не тоже самое, что и стараться их отогнать. Вы их принимаете, но работаете с ними. Когда полет будет закончен - обдумайте это факт, все прошло хорошо, вы смогли сделать большой шаг.
7. Порой одного полета недостаточно, чтобы полностью убрать страх, но вы сможете снизить тревогу и продолжать отрабатывать по предложенной схеме.
Мы с вами рассмотрели механизм преодоления аэрофобии. Надеюсь, что данная статья будет вам полезна. Я всегда рад комментариям. Вы также можете подписаться на мой телеграмм канал. В нем я стараюсь публиковать повседневные мысли, размышления и события. Общаюсь с подписчиками. Будьте здоровы!