Одним из основных преимуществ иностранных колесных ракетных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS является их высокая мобильность и скрытность. Отличающийся незначительно от обычного военного грузовика трехосный FMTV с сложенным пусковым блоком позволяет HIMARS оставаться незамеченным воздушной разведкой, а также оперативно покидать зону пуска ракет благодаря высокой удельной мощности. Средняя скорость передвижения по общедоступным дорогам у этой машины сопоставима с отечественной РСЗО "Град". Учитывая также высокую скорость полета, дальность и точность ракет, каждый HIMARS представляет собой достаточно опасного противника, хотя и немного переоцененного.
Давайте начнем с системы, которая уже введена в строй - РСЗО 9А53 «Ураган-1М». Ранее мало кто обращал внимание на эту машину, но в свете возникшего ажиотажа вокруг HIMARS и гусеничного MLRS, особое внимание стоит уделить этому уникальному разработке. РСЗО базируется на четырехосном шасси МЗКТ-7930 «Астролог», что в свое время вызвало много дебатов.
В 2016 году была принята на вооружение система «Ураган-1М», которая базируется на шасси, унифицированном с ракетной установкой «Искандер-М». Её можно считать продолжением разработки «Урагана», который использовал базовую платформу ЗИЛ-135ЛМ с его необычной трансмиссией. Напомним, что у предшественника было два карбюраторных мотора, каждый из которых приводил левый и правый ряд колес.
Система РСЗО "Ураган-1М" оснащена 500-сильным дизельным двигателем, который передает мощность на все колеса через привычные межколесные дифференциалы. Благодаря этому, "Ураган-1М" может стать заменой более мощной системы "Смерч", которая оснащена 300-мм пусковой установкой.
Одним из ключевых преимуществ новой системы "Ураган-1М" является возможность пакетной перезарядки, позволяющей зарядить ракеты всего за пять минут. Для этого используется специальная транспортно-заряжающая машина (ТЗМ). Благодаря этому достигается время перезарядки, сравнимое с импортными образцами.
Одним из способов размещения шести направляющих 300-мм ракет комплекса "Торнадо-С"/"Смерч" было использование шасси КамАЗ-6350 8х8. В результате получилась относительно компактная машина, имеющая длину 11,2 метра, ширину 2,5 метра и высоту 3,1 метра. Полная масса составляет 23,6 тонн, что почти в два раза меньше, чем у аналогичной системы "Ураган-1М". Это позволяет РСЗО успешно проходить по мостам, выдерживающим грузоподъемность до 25 тонн. В 2007 году машина 9А52-4 "Смерч" была представлена публике впервые.
Использование камазовского шасси для облегченной версии системы "Смерч" позволяет эффективнее противодействовать контрбатарейным системам противника и равномернее распределить РСЗО по фронту. Компактность машины значительно облегчает ее маскировку, и во время марша четырехосный КамАЗ с тентом может легко быть спутан с техникой инженерных войск. Высокая степень автоматизации всех процессов упрощает эксплуатацию, а экипаж из двух человек обеспечивает эффективное управление. Полный пакет ракет может быть выпущен по цели всего за 20 секунд. К сожалению, система РСЗО от "Мотовилихинских заводов" в Перми на тот момент не вызвала интереса у заказчиков, и она осталась в статусе опытного образца.
Согласно сообщению РИА Новости, российские предприятия оборонно-промышленного комплекса в настоящее время работают над разработкой новой 300-миллиметровой РСЗО под названием "Сарма". Эта система будет являться продолжением проекта РСЗО "Кама". Новая РСЗО будет обладать повышенной мобильностью и защищенностью, а также будет способна использовать управляемые высокоточные боеприпасы, так же сообщают, что машину оснастят "усовершенствованной автоматизированной системой управления огнем и наведением".