В 2018 г. ижевский карабин МР-142К пополнил оружейную коллекцию В. В. Путина.
Интересно, что российский президент — не первый глава государства, ставший обладателем МР-142К. Ещё в 2010 г. этот карабин был выбран в качестве подарка для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева к его 70-летнему юбилею.
Автор - главный редактор журнала «КАЛАШНИКОВ» Михаил Дегтярёв
Модель МР-142К представляет собой магазинный карабин с поворотным затвором и сменными стволами, конструкция которого обеспечивает перекалибровку оружия в диапазоне от .223 Rem. до 9,3×64 путём замены комплекта ствол/личинка затвора/магазин. Практически реализованы были четыре калибра: .223 Rem., .308 Win., 30-06 Sprg. и 9,3×64 мм (все выпускаются в РФ).
При этом на начальном этапе работы в конструкторском бюро «Ижмеха» обсуждался проект карабина без сменных стволов — планировалось создание просто новой модели под мощный охотничий патрон с максимальной длиной 85 мм (вплоть до 9,3×64). Ведущим конструктором проекта стал Михаил Евгеньевич Драгунов, а финальная концепция новинки окончательно сформировалась в 2004 г. под «давлением» его коллеги Рашида Габдуловича Шигапова, который настоял на мультикалиберности карабина.
Надо сказать, что МР-142К стал одним из самых быстрореализуемых проектов «Ижмеха» — уже в 2006 г. карабин во вполне законченном виде стрелял в заводском тире и готовился к выставкам, а в 2008 г. Михаил Драгунов лично демонстрировал новинку на различных соревнованиях, где МР-142К удивлял избалованных «иномарками» стрелков точностью и кучностью стрельбы. В частности, на турнире по варминтингу клуба «Сафари» в 2008 г. МР-142К в калибре .223 Rem. показал средний результат по кучности (поперечник) 27 мм (0,9 МОА), а лучший — 18 мм (0,6 МОА).
Исключительно положительный опыт получили и охотники, испытавшие МР-142К на охотах по крупному зверю крупнокалиберной (9,3×64) версии карабина. Один из 9-мм экземпляров даже отметился результативными выстрелами на сафари в Африке.
Карабин построен вокруг мощного и компактного узла запирания с шестью упорами, расположенными в два ряда. Они входят в зацепление с казённой муфтой, которая является неотъемлемой частью ствола и отделяется от затворной коробки вместе с ним. Боевые упоры затвора не выступают за его наружный диаметр, что улучшает направление затвора при перемещении в затворной коробке, практически исключая перекос/заклинивание при полном отведении затвора, повышает технологичность коробки и уменьшает её габариты.
Пружинный отражатель МР-142К обеспечивает надёжное отражение гильзы при любой скорости отведения затвора.
Соединение свободно вывешенного ствола с затворной коробкой осуществляется с помощью клеммо-клинового механизма, за разработку которого отвечал Сергей Владимирович Баранов. Механизм обеспечивает стабильное положение ствола после его отделения и повторной установки. Конструкция защищена патентом на полезную модель RU 162217 МПК F41C 7/00.
МР-142К оснащён современным трёхпозиционным предохранителем ("огонь"/"предохранение"/"безопасное разряжание«), а управляющий элемент (ползунок) предохранителя расположен на шейке ложи. На мой взгляд, это наиболее удачное место, которое обеспечивает одинаковое удобство манипулирования предохранителем и левшой, и правшой, а также удобен с точки зрения визуального контроля. При включении предохранитель блокирует и спусковой крючок и затвор. В положении «безопасное разряжание» остаётся заблокированным спусковой крючок, а затвор можно открывать для извлечения патрона из патронника или просто для контроля.
Спусковой механизм у карабина предусматривает регулировку усилия, хода и характера спуска (с предупреждением/без предупреждения).
Полагаю, что даже по описанию понятно, что МР-142К без всяких оговорок представляет собой современную конструкцию, которая способна стать платформой для дальнейшего развития за счёт расширения номенклатуры калибров, типов стволов и лож. Например, целесообразно добавить варианты под выпускаемые в РФ патроны .243 Win. и 6,5 Creedmoor. С учётом демонстрируемого точностного потенциала МР-142К как системы, сами собой напрашиваются модификации со стволами различной длины и профиля с адаптивными ложами для варминта и снайпинга.
Однако, это всего лишь мечты... В реальности было изготовлено всего 20 экземпляров МР-142К, два из которых украсили оружейные коллекции президентов России и Казахстана. Была начата технологическая подготовка производства карабина, но в 2017 г. проект был свёрнут, а чуть позже закончил работу на «Ижмехе» и Михаил Евгеньевич Драгунов, уйдя на заслуженный отдых.
Дело в том, что активная фаза работ по мультикалиберному карабину пришлась на очень сложный для «Ижмеха» период чехарды со сменой руководителей, сложностей с финансированием и появлением некомпетентных людей на самых разных уровнях принятия решений. Кроме того, после вхождения «Ижмеха» и «Ижмаша» в концерн «Калашников», возникли вопросы внутренней конкуренции в связи с планами развернуть серийное производство карабина «Лось-10» («Лось-145») на производстве «Ижмеха». В дальнейшем появилась ещё и идея развития «Лося» по схожей с МР-142К концепции.
Казалось бы, в одну реку дважды не войдёшь... Но я полагаю, что работая над стратегией развития модельного ряда карабинов, ижевским оружейникам есть над чем задуматься.
Например, на мой взгляд, стоит обратить внимание на финский опыт. В настоящее время компания SAKO использует сразу несколько винтовочных платформ — TRG, «100» и «90» (это без учёта системы S20), каждая из которых строго ориентирована на свой потребительский сегмент с учётом того, что «под ногами путаются» карабины дочерней марки Tikka, выпускаемые на мощностях SAKO.
И на финнах свет клином не сошёлся — мировой опыт надо изучать и использовать результаты анализа для обеспечения, прежде всего, потребностей внутреннего рынка, который сегодня буквально зачищен от иностранных конкурентов из-за действующих антироссийских санкций.
Оружейные прилавки наших магазинов ждут новое российское оружие...