Задание №5 посвящено орфографии. Что же делать, если правил огромное количество, а вы не понимаете, с какой стороны к ним подойти? Давайте попробуем быстро разобраться с одним из самых сложных заданий ОГЭ и выработать стратегию работы. Полезным материал будет и для тех, кто уже много раз решал этот номер, но всё равно путается, и для тех, кто собрался объять необъятное за день до экзамена.
Какие правила обязательно встретятся в №5?
В каждом задании в том или ином виде присутствуют следующие правила:
1. Правописание корней
В объяснении к слову предложат определить, какая безударная гласная буква находится в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю прочитать следующий материал:
То, что материал посвящён ЕГЭ, пугать вас не должно. Ведь правила русской орфографии актуальны и для 9 класса, и для 11.
2. Правописание приставок
В объяснении будет указано, к какой группе относится приставка или по какому правилу она проверяется. Пишется ли она всегда одинаково, зависит ли от значения (приставки пре- и при-), зависит ли от глухости/звонкости последующего согласного (приставки, оканчивающиеся на «з» и «с») или от ударения (приставки рос-/рас-, роз-/раз-). Вся теория здесь:
3. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Для проверки безударного личного окончания глагола нужно определить спряжение. Могут в задании попасться и исключения, которые нужно знать. Теория дана здесь:
В этом же материале указано, как работать с суффиксами причастий, которые у многих вызывают вопросы и с завидной периодичностью встречаются в задании №5. Понять, какие залог и время у причастия, поможет табличка.
4. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и наречий
Правил здесь огромное множество. И при их применении необходимо вначале определять часть речи! В обязательном порядке. Ведь одинаковые суффиксы у существительных и прилагательных, например, проверяются по-разному. Вся теория изложена здесь:
5. Правописание частицы НЕ с разными частями речи
В объяснении будет указана определённая часть речи. Чаще всего ошибка может заключаться в неверном её определении, но могут присутствовать и другие нюансы. Поэтому предлагаю полностью повторить теорию, которая дана в этом материале:
6. Правописание Н и НН в разных частях речи
В объяснении также повышенное внимание следует уделять указанной части речи. Чаще всего в задании представлены прилагательные и причастия.
7. Правописание производных предлогов и частиц
Редко, но метко могут быть даны две эти служебные части речи. Чтобы понять, что перед вами производный предлог, нужно следовать нескольким простым правилам. Они изложены здесь:
В этом же материале дан и список самых популярных производных предлогов.
Как нужно рассуждать в задании №5
Простые подсказки:
1. Если в объяснении указана часть речи, ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяйте верно ли она определена. Если нет – объяснение ошибочно. Дальше можно не проверять.
2. Если в объяснении указана морфема (приставка, корень, суффикс, окончание), ОБЯЗАТЕЛЬНО разберите слово по составу. Если морфема присутствует в слове, далее следуйте по правилу (см. теорию выше). Если морфема указана неверно, объяснение ошибочно. Дальше можно не проверять.
3. Если в объяснении указано спряжение глагола, ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяйте эту информацию. Для этого ставьте глагол в начальную форму и смотрите на суффикс (см. теорию выше).
4. Если после проверки верным оказался только один вариант ответа, то, скорее всего, вы что-то упустили. Проверьте ещё раз. Обычно в задании №5 2-3 верных варианта ответа.
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.