Найти тему
Дядя Гиляй

Дело в шляпе: Одна загадочная деталь памятника А.С. Пушкину

Оглавление

«О, сколько нам открытий чудных...»

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Выдающийся поэт, писатель, основатель современного русского языка, душа народа и просто наше всё. Сегодня поговорим про памятник «солнцу русской поэзии» в Москве, который только на первый взгляд кажется заурядным.

Памятник А.С. Пушкину в Москве
Памятник А.С. Пушкину в Москве

Напомню, знаменитый памятник А.С. Пушкину работы скульптора А.М. Опекушина был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Торжественное открытие состоялось на Страстной (Пушкинской) площади, где памятник простоял до 1950 года, пока его не перенесли на противоположную сторону – с Тверского на Страстной бульвар. Через дорогу.

Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве, 1880 г.
Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве, 1880 г.

В 1860 году выпускники Царскосельского лицея объявили сбор средств на сооружение памятника выдающемуся выпускнику. В 1875-м был проведен открытый конкурс, где первая премия досталась Александру Михайловичу Опекушину, выдающемуся русскому скульптору, члену Императорской Академии художеств. Поза Пушкина для будущего памятника была придумана Опекушиным изначально и претерпела незначительные изменения. А вот вокруг пьедестала развернулась целая дискуссия.

Конкурсные проекты памятника А.С. Пушкину
Конкурсные проекты памятника А.С. Пушкину

В окончательном варианте утвердили идею коллеги Александра Михайловича, скульптора Ивана Николаевича Шредера, который предложил форму усеченной трапеции на прямоугольной призме, против задумки Опекушина. Тот видел пьедестал в форме двух усеченных конусов.

Руководителем строительно-монтажных работ Опекушин назначил архитектора И.С. Богомолова, а комиссию по сооружению памятника возглавил сам принц Петр Георгиевич Ольденбургский, внук императора Павла I, председатель Департамента гражданских и духовных дел.

Русский скульптор А.М. Опекушин
Русский скульптор А.М. Опекушин

Но в истории этого памятника есть одна интересная деталь, которую многие пытаются прояснить до сегодняшнего дня. Чтобы пролить свет на эту неочевидную историю, обратимся к эволюции мужских головных уборов того времени. Да, тут дело именно в шляпе.

Шляпная мода начала XIX века

Так, в начале 1820-х годов в России вошёл в моду головной убор á la Bolivar – цилиндр с широкими полями. Эта высокая шляпа была особенно популярна у дворянского сословия в период с 1821 по 1823 год.

-5

В это же время Россия наблюдала восход «солнца русской поэзии». Пушкинские строки из романа «Евгений Онегин» – тому наглядное подтверждение:

«Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед».
(Евгений Онегин. Глава I. Строфа XV)

В то время головной убор мог зачастую являться своеобразной формой выражения политических симпатий, или даже протестов против решений и существующих порядков. События 1825 года усилили этот символизм.

Пушкин и Онегин, гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека, 1829 г.
Пушкин и Онегин, гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека, 1829 г.

Но держались боливары в моде недолго. В первом в России энциклопедическом журнале «Московский телеграф» в 1825 году писали:

«Чёрные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды; вместо них носят шляпы из белого гроденапля, также с большими полями».

Кстати, «боливар» получил своё название в честь Симона Боливара, пылко сражавшегося в начале XIX века за латиноамериканскую независимость. Генерал стал национальным героем. Например, страна Боливия названа в его честь. Но вернёмся к шляпам.

Модель шляпы д'Орсей
Модель шляпы д'Орсей

Чуть позже, в 1833 году в моду вошла модель шляпы «д'Орсей» – одна из разновидностей привычного цилиндра, названная в честь законодателя парижской моды тех лет графа Альфреда Гийома Габриеля д'Орсея.

Фасоны мужских головных уборов начала XIX века
Фасоны мужских головных уборов начала XIX века

Этот убор также плотно ассоциируют с пушкинской эпохой: его часто встречают на гравюрах того времени. (К слову, если посмотреть на конкурсный проект Опекушина, то видно, что Александр Сергеевич держит в руке именно д'Орсей).

Модель шляпы á la Lovelas
Модель шляпы á la Lovelas

Следом, почти в это же время, появилась модель «Ловелас», названная именем сердцееда из романа «Кларисса, или История молодой леди» английского писателя Самюэля Ричардсона. Образ героя стал нарицательным для всякого беззастенчивого и циничного сердцееда. Конечно, шляпу бунтарского фасона носили, главным образом, молодые люди, а не почтенные господа.

Неизвестный художник, портрет А.С. Пушкина, 1831 г.
Неизвестный художник, портрет А.С. Пушкина, 1831 г.

В начале 1840-х годов, после смерти Александра Сергеевича, популярность приобрела шляпа с узкими полями и низкой тульей. Она была названа в честь изобретателя Луи Жак Манде Дагера, одного из отцов-создателей современной фотографии. Напомним, к этому времени будущему скульптору Александру Опекушину исполнилось лишь 12 лет, он только-только поступил в Рисовальную школу.

Следите за руками

Так вот, рассматривая памятник Александру Сергеевичу, наблюдательный прохожий обратит внимание, что в руках поэта совсем другой головной убор, который был абсолютно несвойственен эпохе его современников.

Памятник А.С. Пушкину в Москве
Памятник А.С. Пушкину в Москве

Поэт держит в руках за спиной не знаменитый Bolivar или d'Orsay, а аккуратную шляпу с узкими поднятыми полями, глубоким заломом на трубчатой тулье и опоясывающим ее бэндом (лентой). Известно, что подобные шляпы с характерным заломом стали появляться ближе к концу XIX века. Спустя почти полвека после смерти Пушкина. Современником таких головных уборов был как раз автор памятника Александр Опекушин.

Памятник А.С Пушкину в Москве
Памятник А.С Пушкину в Москве

Вероятно предположить, что в руки великого поэта скульптор вложил частичку современной эпохи. Возможно, тем самым подчеркивая, что творчество русского поэта никогда не выйдет из моды.

Вид на памятник А.С. Пушкину, 1930-е
Вид на памятник А.С. Пушкину, 1930-е

Пытаясь разобраться в модели головного убора «бронзового Пушкина», вспоминается тот факт, что в конце 1870-х в немецком поселении Хомбург (с 1912 года город-курорт Бад-Хомбург) шляпных дел мастер Филипп Меккель, имеющий огромный опыт в производстве мужских шляп, искал новый дизайн, вдохновение.

Английский принц VS Русский скульптор

Мировая известность придет к нему позднее, когда 29 августа 1882 года наследник английского престола принц Эдвард VII, восхитившись охотничьей шляпой своего племянника Вильгельма II, закажет у Меккеля ее классический вариант под костюм.

После той встречи модель и получит название «Хомбург», окончательно вытеснив цилиндры, дорсеи и котелки из моды, став главной мужской шляпой аж до 1950-х.

Принц Эдвард VII в шляпе хомбург, 1900-е
Принц Эдвард VII в шляпе хомбург, 1900-е

Однако не исключено, что первые модели легендарных шляп Меккель выпускал и до знакомства с принцем. Учитывая популярность головных уборов в России, а также любовь Александра Михайловича Опекушина к прекрасному, она вполне могла попасть к нему раньше, чем английский принц сделал её эталоном мужской моды.

По словам современников, будущий скульптор с детства проявлял художественный талант, эстетику и незаурядное чувство вкуса, что во взрослом возрасте нашло отражение в его гардеробе. Стало быть, есть вероятность, что не меньшую популярность хомбургу, чем принц Эдвард VII, принес наш скульптор Опекушин.

-15

В частной беседе кто-то высказывал гипотезу, что это и вовсе классическая Федора. Но дело в том, что такой вид головного убора появится лишь в конце 1880-х годов. А памятник Пушкину уже стоял, держа в руках шляпу, которая подобно стихам поэта – никогда не выйдет из моды.

Было интересно? Подписывайтесь!

Telegram: t.me/gilyarovski