Из переписки синодального обер-прокурора князя А. Н. Голицына с Воронежским епископом Антонием Соколовым
В начале ноября 1811 года князь Голицын получил безымянный донос, посланный (как потом оказалось) секретарем Мишиным, такого содержания:
В "ведомстве воронежского общественного призрения состоящих домов: больничного или сумасшедших", сего года в июле месяце, некто, именем Андрей (а иные сказывают его Андреюшка) обитал в оном месте более двадцати лет; выпущен из того дома, а по выпуске он, Андрей, в августе месяце сего ж года принят в воронежский покровский девичий монастырь, где и водворился, будто с дозволения г-на епископа, в келье монахини Евпраксии, у которой и теперь пребывает под смотрением и наблюдением ее, под именованием "якобы брат ее", считающегося доныне в пропащих (чего никогда не было), которого она, монахиня, доныне не узнавала, живши в девичьем монастыре более двадцати лет, и в домах больных и сумасшедших бывала в оные годы не менее, быть может, около сотни крат, если не вящше; ибо означенная монахиня большая охотница таскаться и бродить по сказанным домам и поведением своим считается в числе ханжей.
Но из оной притчи является, что реченная монахиня признала братом своим Андрея с выдумкой затейной и хитромышленной, заключающеюся в следующем.
Здешние градские жительки, а паче купеческие женщины, некоторые и окрестные суеверки, считают Андрея юродствующим и прорицателем, а по тому случаю приходят и приезжают к нему в довольном количестве посещать и слушать от него вранья, кои привозят с собою к нему как из съестных вещей, так и с напитками разного сорта бутылок щедро; а монахиня-хозяйка, по принятии оных, приглашая к тому и игуменью и припотчивая гостей, и сама интересуется, а паче оставшими привозными вещами.
Но весьма странно и недоуменно, с каким предположением дозволено в девичьем монастыре у монахини в келье мужчине жительствовать. Помнится, что тут скрытная есть какая-то хитрость, ибо как пересказывают, что к оной монахине, у которой Андрей обитает в келье, приезжают якобы и келейники. Об оных страннопpиимствах во граде здешнем многие узнали и крайне удивляются, и чрез то немалый соблазн простирается.
Статнее бы упоминаемому Андрею велено быть в Воронежском Алексеевском Акатове монастыре, где имеются выстроенные для больных особые кельи, в шести покоях, и дано еще для больных особое рыболовное озеро, кроме данного монастырю такового ж озера.
А сверх того, выписная из Киева бывшая в здешнем монастыре в послушницах Катерина Бехтеева, и высланная по указу Святейшего Синода в прошлом 1806-м году, явилась в здешнем граде минувшего сентября 26-го числа и, быв в девичьем монастыре, приходила к игуменье, объявляла желание свое, чтоб быть по-прежнему в сем монастыре, но игуменья сказала ей, что без указу она не может принять.
Г-н епископ призвал игуменью и говорил ей, чтоб белицу-купеческую дочь Придорогину, которая с нею в Киеве была и вместе оттоль приехала, впустить в монастырь и дать кельи прежние Бехтеевой, и у нее бы Бехтеева пребывала, под видом гостеприимства, и притом сказано игуменьей, что Бехтеева послала от себя в Святейший Синод прошение от 3-го числа сего месяца о дозволении быть ей по-прежнему в девичьем монастыре. Тем не менее ни игуменья, ни монахини ни одна, весьма не согласны на принятие ее.
Впрочем г-на епископа мати прибыла из Казани и водворена в доме его в верхнем этаже, в покоях, поблизости крестовой. Напоследок Придорогина и Бехтеева при ней в монастырь вошли и водворились".
По поводу этого доноса князь Голицын писал Воронежскому преосвященному (30 ноября 1811 г.):
"Уважение, какое имею к вашему преосвященству и нелицемерное желание вам добра побуждают меня довести до сведения вашего о слухах, сюда дошедших на счет некоего Андрея, водворённого в Воронежском девичьем монастыре, и буде слухи сии имеют какое основание, то предостеречь вас, милостивый государь мой.
Говорят, что этот Андрей, или как иначе называют Андреюшка, из числа сумасшедших, но принят в монастырь под именем "юродивого" и живет в келье монахини Евпраксии, которая, впрочем, называет его братом своим, якобы считающимся в числе пропадших. Она пользуется сей выдумкой для того, что народ по суеверию ходит к Андрею ради каких-то расспросов, и Андрей-юродивый говорит им всякие бредни, за что его дарят и угощают.
К сим слухам присовокупляется и то еще, будто под предлогом хождения к монахине Евпраксии ради Андрея, ходят и ради нее мужчины. Я полагаю, что слухи сии увеличены; не думаю однако, чтобы они были и выдуманы, и для того прошу покорнейше ваше преосвященство обратить внимание на cie обстоятельство и пресечь в народе соблазн, могущий произойти оттого, что в девичьем и в одной келье с монахиней проживает мужчина, о котором такие неприятные носятся слухи.
Ему приличнее было бы жить в мужском монастыре, а ежели он ни по каким правам не может быть водворен в оном, то предоставить попечение о нем гражданскому правительству. Я уверен, что ваше преосвященство примет надлежащая меры к прекращению сих и подобных слухов об Андрее.
Слышно также, что г-жа Бехтеева, по указу Святого Синода высланная из Алексеевского Акатова монастыря на пребывание в Киев, самопроизвольно оттуда выехав, водворилась по-прежнему в Акатове монастыре, хотя, правда писала она в Синод о дозволении ей жить в оном, но до указа синодского не следовало ей давать пристанища; да я не думаю, чтобы Св. Синод согласился на просьбу ее по той причине, что она нехорошо обходилась в монастыре, и сестры ею недовольны.
Извините, ваше преосвященство, мое чистосердечие. Единственно в надежде той, что вы примите мои советы ко благо и сану вашему, пишу cie, пользуясь сим случаем возобновить уверение в совершенном почтении и преданности, с коими пребываю вашего преосвященства, милостивого государя моего и архипастыря
Покорнейший слуга кн. А. Голицын".
Преосвященный Антоний к к князю А. Н. Голицыну
"Сиятельнейший князь, милостивый государь.
Обязательное писание вашего сиятельства от 30-го ноября, коим, по милостивому вашему ко мне благорасположению, изволите меня предостерегать в пресечении дурных следствий от слухов, достигших до Питера, на счет некоего Андреюшки, якобы в Воронежском Покровском девичьем монастыре водворённого, я получил и, с душевной благодарностью приемля благодетельную вашу заботливость, осмеливаюсь не в защиту себя или монастыря объяснить вашему сиятельству, какое основание имеют те слухи и что в них находится справедливого.
Этого Андрея, о котором писать изволите, род и происхождение скрываются под узлом неизвестности. Он имеет от рождения около 70-ти лет, находится в состоянии расслабленного, без языка, без движения. Монахиня Евпраксия, шестидесятисемилетняя старица, узнавши, что Андрей от нечистоты и от ран покрыт вшами и червями, по чувству сердоболия, с дозволенья игуменьи, однако же без ведома моего, взяла на попечение свое для омытия его от вышесказанных насекомых, в продолжение одного месяца, истребив показанную нечистоту и снабдя Андрея от себя чистым бельем, пока возвратила его восвояси, т. е. в больницу, где он водворен.
Из сего моего донесения благоволите ваше сиятельство видеть, может ли шестидесятилетняя старица иметь законопреступную связь с расслабленным, лежащим на одре без движения, или могут ли, под предлогом видеть Андрея, ходить ради нее мужчины, а особенно молодые. Правда, в прислуге у нее находятся две келейницы; но из сих, при безобразном виде, одна имеет от роду 60, а другая 55 лет.
Божусь вашему сиятельству, что здесь не было ни в народе по сему делу соблазна, ни слухов предосудительных на счет монастыря не носилось, и может ли быть оракулом человека, ни слова не говорящий? Эти бредни, выдумав, написал к вашему сиятельству человек "неизвестный" (здесь "без подписи"); а здесь известно, что написал их некто из секретарей, Мишин, для причины, которую объясню ниже.
Что касается до госпожи Бехтеевой, она по указу Святейшего Синода хотя и выслана из здешнего Покровского монастыря, но ей предоставлено проживание свободное во всех городах, где захочет. Из Киева она сюда выехала единственно по случаю там бывшего пожара, где всей собственности лишилась. На поданную ко мне просьбу ее, чтобы быть по-прежнему в оном Покровском монастыре, я формально в том ей отказал, чем она и вынуждена была просить себе о том милости в Святейшем Синоде.
Бехтеевой сей от меня не дано и пристанища, но она с приезда своего остановилась на время в монастырской гостинице, что за оградою монастыря. Сим воспользовалась она потому, что гостиница оная выстроена из ее собственного леса, что в сей гостинице останавливаются многие светские приезжающие сюда богомольцы и по своим надобностям, и что покои оной, когда стоят праздны, иногда отдаются в наем по желанию.
Что же доноситель пишет, якобы сестры, госпожой Бехтеевой и доныне недовольны, и в сем он солгал; напротив, как г-жа игуменья с казначеей, так и прочие из сестер, усердно желая ей быть в монастыре по-прежнему, неоднократно употребляли ко мне свои просьбы о том, сказывая, что вина Бехтеевой состояла только в том, что она не хотела угодить или покориться капризам игуменьи и казначеи, кои уже померли; и по делу значится, что она, Бехтеева, выводится из монастыря за ссорами с игуменью и казначеей.
Какого же она, Бехтеева, была поведения в Киеве, осмеливаюсь у сего приложить свидетельство руки преосвященного митрополита Киевского. Обо всем этом не в заступление г-жи Бехтеевой пишу вашему сиятельству; для меня все равно: в мире ли она будет жить или испросит дозволения на пребывание в монастыре по-прежнему; в последнем случае еще буду и озабочен, но для того доношу подробно, дабы вы, милостивый государь, благоволили видеть, сколь зол и несправедлив подьячий Мишин, бессовестно изливший клевету свою, для меня много оскорбительную, пред вашим сиятельством.
Человек сей потому сплёл неслыханные слухи и небывалый соблазн народный, что он сам свел законопреступную связь с дворовой женщиной, принадлежащей г-же Бехтеевой, которая женка, во всю бытность госпожи своей в Киеве, находилась по найму у него в услужении. Ослепленный страстью, сперва просьбами старался искупить ее за некоторую цену, и как в том у госпожи не успел, составил несправедливые просьбы, по коим бы женке оной отойти на свободу.
Но как я, так и г. губернатор (Матвей Петрович Штер) в том отказали, то ныне завел он дело по полиции, клевеща всюду на Бехтееву. Вознесенную о водворении Андрея и Бехтеевой в оном Покровском монастыре несправедливость, думаю, но наверно не знаю, подкрепил у некоторого члена синодального и дядя его (Мишина), Красильников, негодующий на нынешнюю игуменью, якобы за удержание некоторых вещей из имения покойной сестры его игуменьи Серафимы.
Впрочем, г-жа Бехтеева пристанищем в гостинице пользовалась токмо с приезда своего около недели, потом она проживание имела в Задонске. Ныне, по письму вашего сиятельства, подтвердил я лично и совсем отказал ей, Бехтеевой, в том пристанище. Не знаю, будет ли угодно вашему жительству таковая "крутость", поелику вы привыкли всем благодетельствовать.
Сиятельнейший князь, письмом вашим благосклоннейшим, благоволили изъявить ко мне многие знаки вашего доброжелательства; чистосердечное мое по сему объяснение прошу принять с таковою благостью, с каковою прозорливостью обвыкли вы отличать ложное от истины. Доколе биение сердца моего, всегда вам признательного, не престанет, дотоле всякий совет ваш одолжаюсь принимать не токмо во благо мое, но и во спасение.
Повергаю себя и дела мои в ваше милостивое покровительство и всегдашнее благорассмотрение. Есмь с глубочайшим к особе вашей почитанием и с совершенною преданностью милостивый государь, вашего жительства покорнейший слуга и богомолец Антоний, епископ Воронежский и Черкасский.
Очевидно, обер-прокурор Синода этим ответом удовлетворился, и более по этому делу никакой переписки не производилось.