Найти тему

Якутское кино. «Нет Бога кроме меня» (2019): об отношении к пожилым родителям и личном выборе

Пожалуй, это самый грустный и полный безысходности фильм из всего цикла якутского кино, о котором я писала на канале.

В роли Руслана - артист Петр Садовников.
В роли Руслана - артист Петр Садовников.

Золото осеннего леса, лиственницы, бригада лесорубов. Один из них, Руслан, замер, зачарованный красотой листьев, тающих паутинок, последних теплых солнечных лучей — согревающих и трепетных, словно прикосновение родной женской ладони к щеке.

Но его медитацию прерывает крик прибежавшего из деревни мальчишки — снова что-то учудила 70-летняя мама Руслана, которая из-за прогрессирующей деменции никого не узнает, кроме собственного сына. На сей раз Мария Петровна перепутала дом, а когда хозяева попросили ее на выход, схватила ружье и заняла оборону.

Примчавшийся Руслан застал ужасную сцену — увидел маму на пороге чужого дома, направляющую ружье на полицейских. Те же, в свою очередь, тоже держали женщину на прицеле.

Сообщество постановляет: Руслану и его маме лучше уехать.
Сообщество постановляет: Руслану и его маме лучше уехать.

После этого инцидента вся деревня ополчается против Руслана: люди считают, что пожилая женщина опасна, и ее нужно отвезти в интернат. Такое я уже не первый раз вижу в якутском кино, когда общество единым и очень дружным фронтом выступает против героя. Сначала один из жителей затевает разговор, другие нерешительно, но затем все более уверенно его поддерживает, и вот уже общественное сознание выносит вердикт: увози отсюда маму, иначе мы за себя не отвечаем.

Тем более, что главе села дяде Кеше давно приглянулся дом, в котором живет Руслан с матерью. Да к тому же в городе живет врач Спартак Ильич, выходец из этой деревни, который открыл частную клинику с пансионатом для таких вот бабушек и дедушек.

Постер показался интересным - колесо обозрения один из символов, обыгранных в фильме.
Постер показался интересным - колесо обозрения один из символов, обыгранных в фильме.

В фильме показана трагедия маленького человека, выдавленного из социума. Руслану в городе некомфортно, для него и обычный супермаркет — диковина. Толпа агрессивной молодежи у подъезда, где они с мамой арендуют «однушку» с зарешеченными окнами на первом этаже — сильный стресс, он старается обойти гогочущих парней, спотыкаясь о песочницы и путаясь в веревках для белья.

И огромные глаза граффити на панельном ограждении, кажется, смотрят ему прямо в душу, наполняя ее тревогой. Никакой былой гармонии с природой, которую мы видели в первых кадрах. Вместо звенящей тишины осеннего леса — резкий и тревожный саундтрек большого недружелюбного города.

Спартак Ильич в гостях у Руслана, и обнадежить земляка ему нечем.
Спартак Ильич в гостях у Руслана, и обнадежить земляка ему нечем.

Поводов для тревог, имея маму с деменцией, у Руслана и правда хватает: то утюг не выключит, то из дома уйдет неведомо куда, то начнет варить суп сразу из всего, что найдет в холодильнике.

В коротких проблесках сознания мама просит: «Сыночек, со мной что-то не то… Пустота. Не выгоняй меня!»

На мой взгляд, в фильме режиссера Дмитрия Давыдова подняты два пласта проблем. Первый — отношение к старикам, милосердие, преданность своим беспомощным родителям. Руслан заботится о матери, любит ее, несмотря на ее недуг. Но он жертвует собственной жизнью: жена не разделила его выбора, и теперь его собственные дети растут без отца.

Руслан всегда чувствует себя на ступеньку ниже своей бывшей жены.
Руслан всегда чувствует себя на ступеньку ниже своей бывшей жены.

И второй пласт — это деградация провинции, вымывание молодых людей из деревни в город, из города — в столицы, Москву и Питер. Так уехал в город и перестал брать трубку брат Руслана, в город увезла детей его бывшая жена, в городе его одноклассник, работающий кочегаром, постоянно твердит: не хочу, чтобы сын жил в этой дыре.

Сплошная осень — и в жизни мамы, и в жизни в целом.

В этом фильме меня восхитили визуальная образность и эффектно выстроенные кадры.

Большой город и маленькие люди.
Большой город и маленькие люди.

Главные роли сыграли артисты государственного театра Якутии Петр Садовников и народная артистка Республики Саха Зоя Багынанова.

Название фильма «Нет Бога кроме меня» я поняла как факт осознания Русланом, что для мамы он — единственная надежда и опора в метафизическом смысле, что беспомощная пожилая женщина полностью зависит от сына. И это вынуждает его принимать решения в ущерб себе.

Но прочитала, что сам режиссер так ответил на вопрос о названии: «Смысл названия: человек сам кузнец своего счастья. Он должен принимать на себя ответственность за все происходящее в жизни».

*

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру и Кинопоиск.ру

Надеюсь, что и вы заинтересовались якутским кино. Продолжим в следующий вторник!

О других фильмах Дмитрия Давыдова можно почитать здесь:

Ставьте "лайк" и подпишитесь на канал "Кино и книги круглый год", чтобы не потеряться на Дзене!