В индустрии K-pop “рабские контракты” относятся к долгосрочным и несправедливым контрактам между айдолами и их агентствами. Обычно эксклюзивные контракты в этой сфере рассчитаны на 6-7 лет. Однако некоторые компании игнорируют это и продлевают контракты необосновано.
Печальная реальность ”рабского контракта" в индустрии K-pop
Осознание концепции “рабского контракта” стало заметным в 2009 году, после того, как 3 бывших участника TVXQ (DBSK) подали иск против своей тогдашней управляющей компании SM Entertainment. В частности, Ким Джун Су, Ким Джэ Джун и Пак Ю Чон подали в суд на SM Entertainment за чрезмерно длительный контракт и несправедливое распределение прибыли.
По словам участников, их 13-летний контракт был, по сути, пожизненным обязательством. С учетом срока обязательной военной службы контракт может быть продлен до 15 лет. Более того, штрафы за расторжение эксклюзивного контракта также ставят артистов в крайне невыгодное положение.
Споры вокруг этого вопроса продолжались долгое время, но в конечном итоге суд встал на сторону бывших участников TVXQ. Однако фактом остается то, что Ким Джун Су, Ким Джэ Джун и Пак Ю Чон серьезно пострадали на пике своей карьеры, поскольку продолжающиеся юридические споры помешали их имиджу и дальнейшей деятельности. Тем не менее, победа трио изменила корейскую индустрию развлечений в целом, поскольку были введены новые правила и законы, направленные на защиту артистов от несправедливых контрактов.
В частности, в 2010 году Корейская комиссия по справедливой торговле (KFTC) выпустила новый закон, согласно которому максимальный срок контракта артиста может составлять только 7 лет. В 2017 году KFTC также добавила пункты, снижающие размер компенсаций, выплачиваемых артистами в случае досрочного расторжения контракта.
Однако, несмотря на стандартизацию эксклюзивных контрактов, споры в индустрии K-pop продолжают возникать. Эти споры в основном вращаются вокруг условий контракта и распределения прибыли между артистами и управляющими компаниями.
В 2022 году девять участниц LOONA обратились с просьбой приостановить действие их эксклюзивных контрактов с Blockberry Creative из-за несправедливых условий. Однако только 4 участницы, Хи Чжин, Ким Лип, Джинсоль и Чхверри, выиграли первый судебный процесс, позволивший им расторгнуть контракт и заняться своей карьерой независимо от агенства.
Тем временем, 5 оставшихся участниц, Хасыль, Хён Джин, Ив, Оливия Хе и Го Вон, отклонили свои претензии и продолжили работать под управлением Blockberry Creative. Эта ситуация поставила группу на грань распада, вызвав разочарование среди фанатского сообщества.
Еще один спор произошел между певцом и актером Ли Сын Ги и HOOK Entertainment, его бывшим агентством. О конфликте впервые стало известно Dispatch после получения доказательств, предоставленных артистом, в которых HOOK Entertainment обвинялись в удержании прибыли от музыкальной деятельности Ли Сын Ги на протяжении всей его 18-летней карьеры.
Кроме того, генеральный директор HOOK Квон Джин Ён был обвинен в злоупотреблениях властью и даже угрозах убийством в адрес артистов. В конце концов, Сын Ги решил расторгнуть свой эксклюзивный контракт, сославшись на нарушения компанией соглашения между двумя сторонами.
Совсем недавно 3 участника EXO, включая Бэкхёна, Сюмина и Чена, неожиданно высказались и потребовали расторжения их контракта с SM, как раз накануне возвращения EXO. Примечательно, что это далеко не первый случай, когда SM сталкиваются со спорами по контракту с артистами.
По словам законного представителя Бэкхёна, Сюмина и Чена, после подписания эксклюзивного контракта на 12-13 лет в качестве участников EXO компания попросила их продлить контракт до 17-18 лет, используя принуждение. Более того, во время своей деятельности в рамках SM артисты получали платежи только на основании данных, подготовленных компанией. Несмотря на многочисленные запросы о предоставлении отчетов о расчетах, компания придерживалась позиции, не предоставляя их.
В частности, адвокат Ли Чжэ Хак, законный представитель Бэкхёна, Сюмина и Чена, обратил внимание на необоснованный пункт, упомянутый в эксклюзивном контракте SM. Согласно этому пункту, компания будет определять требуемые выпуски альбомов во время деятельности артистов. Если цель выпуска альбома не будет достигнута, эксклюзивный контракт с артистами будет автоматически продлеваться до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Автоматическое продление контрактов без ограничения максимального срока соответствует эксплуататорскому характеру “рабского контракта”.
В ответ на обвинения со стороны артистов SM Entertainment заявили, что три участника в одностороннем порядке потребовали расторжения контракта из-за влияния “внешних сил”. Управляющая компания также подчеркнула, что их главная цель - защитить EXO и фанатов. Поэтому они предпримут решительные действия против необоснованных слухов, направленных на раскол и подрыв единства группы.
Однако большинство фанатов выразили гнев и разочарование отношением SM к их талантам и вместо этого выразили поддержку расторжению контракта с артистами.
Уважение и справедливость
Эксперты отмечают, что во время перехода от стажеров к известным айдолам высока вероятность возникновения споров из-за меняющихся обстоятельств. Поэтому условия эксклюзивных контрактов для артистов нуждаются в улучшении.
По словам культурного критика Чон Док Хёна в Yonhap News, на этапе, когда стажеры готовятся дебютировать в качестве айдолов, они могут согласиться на долгосрочные контракты на 12-13 лет, потому что сильно зависят от управляющей компании.
Однако, как только артисты достигают определенного положения и у них появляется большая база поклонников, как в случае с EXO, расторжение контракта или уход из компании существенно не влияет на их текущую карьеру или репутацию. Напротив, для компании потеря артиста окажет значительное влияние на их бизнес, а также на их имидж и репутацию в конкурентной индустрии развлечений, такой как K-pop.
Критик заключает: “Справедливость в вопросах бизнеса имеет решающее значение. Успех артистов должен быть справедливо вознагражден. Если это условие не будет устранено, они могут улучшить ситуацию, только уйдя из компании и занявшись сольной деятельностью ”.
На самом деле у артистов и управляющих компаний симбиотические отношения. Они существуют и развиваются на основе выгод, которые приносит каждая сторона. Успех достигается через взаимное доверие и уважение. Считается, что это одна из формул, которая способствовала "чуду" BTS.
Выдающаяся карьера группы была достигнута не только благодаря таланту и индивидуальной харизме каждого участника, но и отчасти благодаря Big Hit Entertainment – управляющей компании, которая поддерживала и сопровождала BTS на протяжении всего их 13-летнего пути и продолжает поддерживать тесные связи.