Что интересует частных инвесторов при разработке месторождений полезных ископаемых? Надо получить прибыль от вложенных средств. Добыча полезных ископаемых требует значительных затрат, и не сразу они окупаются.
Разработку Эльгинского месторождения угля начала компания "Мечел" в 2011 году.
Южно-Якутский каменноугольный бассейн расположен на юге Якутии и протягивается вдоль Станового хребта на 750 километров, от реки Олёкма на западе и до реки Идюм на востоке.
Токинский угленосный район расположен в пределах Алданского нагорья в юго-восточной части Якутии и частично - на территории Хабаровского края.
Геологические запасы района, в основном высококачественные коксующиеся угли, оцениваются в 57,5 млрд. т. Разведанные запасов угля больше 40 млрд. т.
Здесь уже разведано 23 месторождения, однако наиболее изученным и перспективным является Эльгинское.
В 1961—1962 гг. Южно-Якутская комплексная экспедиция (ЮЯКЭ) провела разведку на уголь в центральной части района. Был обнаружен угольный пласт мощностью 22 м на водоразделе рек Ундыткан, Укикит и Эльга, а к югу от него — на основной площади меловых отложений — найден угольный пласт мощностью более 3,5 м.
Эльгинское месторождение коксующегося угля - крупнейшее в России, его запасы оцениваются в более чем 2,2 млрд т. Оно расположено в центральной части Токинского угленосного района Южно- Якутского угольного бассейна, к западу от озера Большое Токо, на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
По оценкам, запасов угля хватит на 100 лет разработки месторождения. Доля коксующегося угля больше 75% по стандартам JORC и 97% по классификации РФ (марки Ж, ГЖ, ГЖО). Коксующиеся угли марок Ж и ГЖ используется в основном в металлургии. Газовый жирный отощенный уголь (ГЖО) – универсальная марка, успешно используется как в энергетике, так и в металлургии.
На этом месторождении добывается твёрдый коксующийся уголь премиального качества, с очень низким содержанием серы и фосфора, сравнимый по качеству с австралийскими месторождениями.
Разработка месторождения длительное время сдерживалась отсутствием железной дороги для вывоза угля.
30 сентября 2000 года Министерство путей сообщения России (МПС) начало строительство 315-километровой железной дороги от станции Улак на БАМе в Амурской области до Эльгинского месторождения угля в Якутии. Строительство велось в рамках федеральной «Программы хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998—2005 годы».
10 января 2002 года, из-за роста расходов по смете с $1 млрд. до $4 млрд., и решения правительства России о сокращении инвестиционной программы МПС с 161 до 93 млрд рублей, стройка была остановлена. Было построено около 60 км путей, 30 мостов и 120 километров притрассовой автодороги.
В октябре 2007 года компания «Мечел» приобрела на аукционе у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) принадлежавшие ему 29,5 % акций ОАО «Эльгауголь» и незавершённые строительные объекты за $450 млн. При этом затраты МПС в 1998—2002 годах превысили $300 млн.
«Мечел» стала владельцем контрольного пакета акций ОАО «Эльгауголь» - 68,9 %, компания купила 39,4% акций у Республики Якутия.
Для разработки Эльгинского месторождения угля была создана компания ООО "Эльгауголь".
Компания «Мечел» возобновила строительство железной дороги Улак - Эльга в феврале 2008 года.
Первоначальным проектом предусматривалось строительство: 2-х тоннелей, возведение 30 крупных и 150 малых железнодорожных мостов.
Но руководство «Мечел» отвергло этот проект, поставив задачи: обойтись без тоннелей, и сократить до минимума количество мостов. Разработка нового проекта велась одновременно со строительством временной автодороги и восстановлением железнодорожного полотна.
По оценкам самого "Мечела", общий объем инвестиций в строительство железной дороги Эльга - Улак не превышал $1,3 млрд. Полностью завершить строительство железной дороги было намечено за 2,5 года, чтобы уже в сентябре 2010 года отправить с Эльги первые эшелоны с углем.
"Мечел" планировал инвестировать в 2008 году 12 млрд руб в реализацию проекта. Ежегодный объем добычи угля на Эльгинском месторождении согласно планам - 30 млн тонн.
Покупатели - металлургические компании России, а также Японии, Южной Кореи, Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Уголь планировалось отправлять на экспорт через порт Посьет, который находится южнее Владивостока (залив Посьет Японского моря, Приморский край). Затем экспортные поставки осуществлять через угольный терминал «Дальтрансуголь» в порту Ванино.
В 2009 году у компании "Мечел" возникли проблемы с финансированием Эльгинского проекта. Строительство железной и автомобильной дорог было приостановлено.
Средства на продолжение строительства были получены за счёт размещения облигаций «Мечел» в банках на сумму 10 млрд рублей
В 2010 году были погашены долги перед подрядчиками и началось сооружение железной дороги через Становой хребет вдоль реки Алгамы. Общая сметная стоимость дороги на январь 2010 года оценивалась в 45 млрд рублей.
Угледобывающий холдинг «Якутуголь», входящий в группу компаний «Мечел», был задействован при разработке Эльгинского месторождения коксующихся углей.
В 2011 году был построен рабочий посёлок Эльга для работников месторождения. На месторождении произведены вскрышные работы, в августе 2011 года добыт первый уголь. Месторождение разрабатывается открытым способом.
В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию отрезок железнодорожного пути с 1 по 209 км, где построена перевалочная станция. Уголь подвозился к месту перегрузки 30-тонными самосвалами Scania Р380.
Всего в 2011 году было добыто 200 тыс. тонн угля. При этом часть добытого угля складировалась на месторождении.
В январе 2012 года было уложено "золотое звено" на станции Эльга.
В 2012 году открылось сквозное движение по, построенной компанией «Мечел», 321-километровой железной дороге Улак (БАМ) - Эльга, которая соединила месторождение с Байкало-Амурской магистралью.
Объём потребовавшихся для прокладки железнодорожной дороги инвестиций составил порядка 40 млрд рублей (1,25 млрд долларов). В процессе строительства был уложен 321 километр железнодорожного полотна и возведены 76 мостов.
С февраля по сентябрь 2012 года осуществлялись только пробные поставки угля на котельные, расположенные в зоне БАМа, и Нерюнгринскую ГРЭС.
В 2012 году была запущена сезонная обогатительная фабрика мощностью до 3 млн т.
К февралю 2013 года объём добычи со времени начала освоения месторождения составил 400 тыс. тонн угля.
За первые 8 месяцев 2013 года по станции Верхнезейск (БАМ) было отгружено 92,7 тысячи тонн угля, тогда как за аналогичный период 2012 года объём отправок составил 20,3 тысячи тонн
В сентябре 2013 года на ряде станций Дальневосточной генерирующей компании (входит в РАО ЕЭС Востока) прошли успешные пробные сжигания углей с Эльгинского месторождения.
Из-за того, что компания "Мечел" решила экономить на мостах и тоннелях, железная дорога Улак - Эльга получилась сложная и дорогая в эксплуатации - сложный профиль, большие уклоны и мало прямых участков, сплошные изгибы. Чтобы возить составы с углём по этой дороге понадобились мощные локомотивы.
На железнодорожной линии с 2012 года эксплуатировались двухсекционные тепловозы серии ТЭ8. Разрабатывать и производить их решили после заказа на локомотив для нужд Эльгинского месторождения, поступившего от компании «Мечел-Транс Восток». Производством ТЭ8 занимался АО «Людиновский тепловозостроительный завод» (г. Людиново Калужской обл.).
В 2014 году на Эльгинском месторождении добыли около 1 млн тонн за год.
Первая очередь Эльгинского проекта предусматривала строительство горнодобывающего предприятия со среднегодовой производительностью 11,7 млн тонн угля.
В 2014 году общая стоимость работ для достижения пропускной способности железной дороги в 12,5 млн тонн угля оценивалась в дополнительные $800 млн.
В 2014 году из-за необходимости погашения ОАО «Мечел» задолженности перед кредиторами в размере $9 млрд в правительстве стал обсуждаться вопрос о продаже дороги ОАО «РЖД» за 50-70 млрд рублей. Однако банки отказались кредитовать покупку при оценке по затратному методу.
Железнодорожная линия Улак - Эльга с 2015 года эксплуатируется в режиме временной эксплуатации.
3 июля 2015 года автомобиль «Урал» с вахтовиками, ехавший от станции Улак на Эльгинское месторождение, упал в кювет с высоты 8—10 метров. ДТП произошло на 192 километре дороги. В автомобиле ехали 25 человек, 4 из них погибли. Ещё 19 вахтовиков пострадали, 6 из них в тяжёлом состоянии. Пострадавших в тот же день доставили с места аварии в больницу города Нерюнгри. https://ampravda.ru/2015/07/04/58602.html
В 2017 году компания «Бамстроймеханизация» провела реконструкции станции Улак. Построила 4 новых приёмоотправочных пути общей протяжённостью более 4,5 км и удлинила 2 существующих – в среднем на 250 м.
Строители учли не только возрастающие объёмы отправляемых грузов, но и рост пассажиропотока (вахтовые рабочие компании "Зльгауголь"). На станции возведена пассажирская платформа длиной 50 метров.
Ввод дополнительных приёмоотправочных путей позволил существенно увеличить ёмкость станции Улак. Это позволило увеличить поставки угля с Эльгинского месторождения и сделать обмен поездами с РЖД более ритмичным.
В результате реконструкции 2017 года станция Улак смогла отправлять в тихоокеанские порты по два состава с эльгинским углём ежедневно.
К 2018 году на Эльгинском месторождении планировали добывать более 11 миллион тонн угля в год и инфраструктура РЖД должна быть к этому готова.
В 2016 г. на Эльгинском месторождении добыли 3,7 млн т угля, что на 6% ниже, чем в 2015 г.
В 2017 г. рост добычи угля составил 13,5%, было добыто 4,2 млн т.
За 2018 год добыча угля составила 4,9 млн тонн, это на 17 % больше, чем в 2017 год (4,2 млн. т).
В 2019 году произошло сокращение на 12%, до 4,3 млн т.
В 2020 году планировалось довести добычу угля на Эльгинском месторождении до 20 млн. т.
В декабре 2019 года глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев заявил, что «Мечел» не может активно развивать Эльгинское месторождение угля и рискует нарушить условия инвестконтракта. В 2016—2020 годы компания должна была вложить в разработку месторождения около 80 млрд руб., однако на 2019 год осуществила вложения менее чем 7 % от общего объёма.
20 января 2020 года наступил дедлайн, когда «Мечел» мог воспользоваться преимущественным правом на выкуп 49 % своего пакета акций ОАО «Эльгауголь» у «Газпромбанка», но так как компания не нашла деньги на сделку, то отказалась от покупки, а также решила продать свои - 51 %.
22 апреля стало известно о завершении сделки по продаже 51 % доли «Мечел» в Эльгинском проекте компании «А-Проперти» Альберта Авдоляна за 89 млрд рублей. Выручка от продажи акций направлена на реструктуризации долгов кредиторам — ВТБ и Газпромбанку на срок 10 лет.
Была создана Управляющая компания «ЭльгаУголь». Её гендиректором стал Александр Исаев. До этого он был членом совета директоров компаний «Сибантрацит» и «Востокуголь».
Оставшиеся 49% акций "Мечел" в Эльгинском проекте принадлежали Газпромбанку. Банк купил её в 2016 г. за 34,4 млрд руб. Компания «А-проперти» ещё за месяц до покупки акций у "Мечел" получила опцион на их выкуп за 45 млрд руб до 2025 года. Он был реализован в 2020 году.
«А-проперти» в 2020 году стала владельцем контрольного пакета акций ОАО «Эльгауголь» - 68,9%, которые с 2007 года принадлежали "Мечел"и стала 100% собственником компаний (ООО «Эльга-дорога», ООО «Мечел транс восток» и ООО «Эльгауголь»), участвовавших в разработке Эльгинского месторождения угля.
Компания «Энергогрупп» Александра Исаева получила 20% в Эльгинском проекте (пакет Авдоляна снизился до 80%). Эти акции топ-менеджер управляющей компании «ЭльгаУголь» будет оплачивать в дальнейшем из дивидендного потока, поясняла РБК представитель «А-Проперти».
После погашения оставшейся от предыдущего собственника задолженности перед ВЭБ РФ, команда Альберта Авдоляна приступила к реализации инвестиционной программы,
Компания «А-Проперти» запланировала инвестировать в развитие проекта 130 млрд рублей до 2023 года.
Согласно планам, на Эльгинском месторождении будет построен горно-обогатительный комбинат, соответствующий самым современным мировым стандартам. На первом этапе (в третьем квартале 2021 года) суммарная мощность переработки составит 32 млн тонн угля, что позволит на выходе получить более 22 млн тонн готовой продукции. В дальнейшем мощность будет увеличена до 45 млн тонн на входе и более 30 млн тонн готового концентрата на выходе.
В результате к 2023 году планировалось увеличить объем добычи угля с 5 до 45 млн тонн в год, расширить провозную способность железнодорожного пути «Эльга-Улак» до 30 млн тонн ежегодно и построить перевалочные мощности в акватории порта Ванино.
Пусть экономисты оценивают эффективность деятельности менеджеров компании "Мечел". Почему они набрали кредитов в банках, но не подумали как их возвращать?
Компания "Мечел" заложила основы дальнейшего развития Эльгинского проекта. Но у неё не хватило ресурсов довести проект до конца. Построили железную дорогу, начали разработку месторождения и вывели компанию "Эльгауголь" на мировой рынок угля - это самый сложный этап.
Альберт Авдолян купил действующие компании, которые занимались разработкой Эльгинского месторождения. Он смог оценить экспортный потенциал проекта, хотя и менеджеры компании «А-Проперти» набрали кредитов в банках, которые надо возвращать.
Нельзя до бесконечности наращивать мощности по добыче и перевозке угля. желая увеличить экспортную выручку.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.
Пишите свои комментарии к моей статье.