Первые отделы продаж в России появились в конце XIX - начале XX века с ростом промышленности и развитием рыночных отношений. В то время продажу товаров осуществляли в основном представители производителя или продавцы, работавшие в магазинах. Однако с ростом конкуренции возникла необходимость в создании отдельных отделов продаж для продвижения товаров на рынке.
Один из первых отделов продаж был создан в 1895 году фирмой "Аптекарское дело П.А. Максакова и М.Т. Забродина". Он был организован в рамках активной рекламной кампании для повышения узнаваемости продукции и увеличения продаж. В состав отдела входили специалисты по маркетингу, рекламе и продажам, а также торговые представители, ответственные за продвижение продукции на рынке.
В начале XX века отделы продаж появились во многих компаниях, занимавшихся различными видами бизнеса - от производства косметики до торговли мебелью. Были созданы специальные отделы по работе с клиентами, реализации продукции, маркетинга, анализу рынка и конкурентов.
В советское время отделы продаж имели более узкую специализацию. Например, в отделах продаж мебели работали специалисты по продажам только одного вида товаров. Однако в 1980-е годы в связи с активным развитием рыночных отношений и бизнеса начали создаваться более функциональные отделы продаж, отвечающие за маркетинг, продажи, управление продажами и т.д.
В настоящее время отделы продаж стали неотъемлемой частью любой компании, независимо от размеров и типа продукции. Они занимаются продвижением товаров и услуг на рынке, находят новых клиентов, поддерживают отношения с клиентами, определяют тенденции рынка и конкурентов.