Как эксперт, очень советую заняться в эти последние дни перед экзаменами самыми "дорогими" в смысле баллов заданиями - 24 и 25. Не забудьте, что они - составные. И посмотрите внимательно на опыт ваших предшественников:
Задание 24. План «Биосоциальная природа человека»
1.Понятие«биосоциальная природа человека»
2. Проявление биологической природы человека: а) инстинкты и рефлексы; б) физиологические потребности (в пище, воде, отдыхе и пр.);
в) механизмы наследственности и пр. 2. Проявления социальной природы человека: а) социальные потребности и интересы; б) мышление и деятельность; в) сознание и самосознание; г) мировоззрение и пр.
3. Институты, развивающие биологические и социальные качества человека: а) семья: б) школа; в) СМИ и пр.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) влияние биологического на физические и психические свойства человека; б) удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм; в) развитие природных задатков в процессе деятельности и пр.
5. Теории происхождения человека.
Задание 25. 1) Обоснуйте необходимость всестороннего развития человека.
2) Какие социальные институты помогают развить человеку как биологические, так и социальные качества? (Назовите любые три.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру деятельности по развитию биологических и социальных качеств человека. (. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.)
Обоснование. 1. Всестороннее развитие человека состоит в воспитании в человеке физических и нравственных качеств, а также интеллектуальных способностей. Необходимость всестороннего развития человека обусловлена тем, что благодаря ему человек состоится как личность, т.к. эти качества и навыки помогут ему самореализоваться, что позволит человеку быть успешным в обществе, а общество получит полезного во всех отношениях члена. Таким образом, во всестороннем развитии человека заинтересовано и все общество, и должен быть заинтересован он сам.
2. Семья, школа, работа.
3. Примеры деятельности:
- Семья Ивановых считает, что прежде всего в ребенке нужно воспитать нравственные качества, затем дать ему необходимые знания, а также развить его физически. Они записали сына в спортивную секцию, а по вечерам устраивают семейные чтения. - В школе в процессе образовательной деятельности ребенок осваивает основы наук, что поможет ему усвоить научное мировоззрение.
- Гражданин РФ Петров работает спасателем, поэтому поддерживает себя в хорошей физической форме и освоил знания по оказанию первой медицинской помощи.
Задание 24. План «Роль государства в современной экономике». 1. Понятие «экономической политики государства».
2. Экономические цели гос-ва:
а) обеспечение экономического роста;
б) создание условий экономической свободы;
в) обеспечение экономической безопасности и пр.
2. Экономические функции государства:
а) защита права собственности; б) регулирование денежного обращения; в) производство общественных благ; г) обеспечение занятости и пр. 3. Методы государственного регулирования экономики:
а) денежно-кредитная политика; б) фискальная (бюджетно-налоговая) политика; в) законодательная деятельность; г) субсидирование отдельных отраслей и пр.
4. Значение государственного регулирования экономических процессов в рыночной экономике.
Задание 25. 1) Обоснуйте необходимость проведения сбалансированной (исключающей чрезмерно высокие и слишком низкие ставки) государственной налоговой политики.
2) Какие функции выполняют налоги в современном обществе?(Назовите три)
3) Для каждой из указанных функций приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной функции.
Обоснование.1.Сбалансированность налогов гарантирует сбалансированность гос-го бюджета, т.к. налоги на 80% обеспечивают его доходы, и, следовательно, могут быть успешно выполнены гос-е социальные обязательства. Сбалансированность налогов способствует привлечению инвестиций в страну. Высокие налоги скорее отпугнут инвесторов, ведь им придется их платить, а отсутствие инвестиций может привести к экономическому спаду. Если налоги слишком низки, это может привести к снижению доходов гос-ва и снижению возможности для государства финансировать свои обязательства или выплачивать гос-й долг. Сбалансированность налогов способствуют сокращению социального неравенства, характерного для рыночной экономики, что способствует снижению разрыва между богатыми и бедными и повышает благосостояние всего общества. Т. о., сбалансированная налоговая политика учитывает и интересы государства, и бизнеса, и населения.
2. Фискальная, распределительная, стимулирующая.
3. Примеры:
Фискальная функция налогов. Владелец АЗС из Элисты М. целый год не платил налоги, скрывая полученную прибыль. Федеральный бюджет недополучил налогов на сумму в 16 млн руб. М. был осужден на реальный срок в колонии-поселении (из программы "Вести").
Распределительная: акцизный налог устанавливается на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, алкоголь, табак. В бюджете РФ на 2023 год предусмотрено, что часть акцизов пойдет на развитие it технологий и усиление оборонной промышленности.
Стимулирующая: благодаря льготному налогообложению фирма «Иванов и К» потратила освободившиеся деньги на покупку новой техники и на внедрение новых технологий.
Задание 24. План «Доходы населения и социальная политика».
1. Понятие «социальной политики».
2. Задачи социальной политики: а) защита наименее обеспеченных слоев населения; б) обеспечение социально-политической стабильности общества;
в) справедливое распределение доходов и пр.
3. Виды доходов населения: а) номинальный; б) реальный;
в) располагаемый.
4. Источники доходов населения:
а) заработная плата; б) прибыль от предпринимательской деятельности; в) пенсии, пособия по безработице и пр; г) социальные льготы и пр.
4. Государственная социальная политика:
а) гарантирование и индексация МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и прожиточного минимума; б) регулирование занятости населения; в) социальная поддержка беднейших слоёв населения и борьба с бедностью и пр.
5.Социальная политика в условиях рыночной экономики.
Задание 25.1) Обоснуйте значение правомерного поведения граждан в обществе. 2) Какие социальные факторы могут способствовать формированию правомерного поведения личности? (Назовите любые три). 3) Для каждого фактора приведите по одному примеру, иллюстрирующему его воздействие на личность. (В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных фактора.)
Обоснование.
1. Правомерное поведение - это совокупность качеств личности, которые соответствуют нормам правопорядка и должны соблюдаться каждым гражданином, чтобы обеспечивалась безопасность каждого человека и общества в целом. Девиантное поведение отдельных граждан нарушает права других граждан, что приводит к социальным конфликтам и росту напряженности в обществе. Таким образом, для стабильного развития общества необходимо, чтобы граждане соблюдали законы государства.
2. Социальные факторы: общественное мнение, боязнь санкций со стороны государства, влияние СМИ.
А. Общественное мнение (например, гражданин Анатолий не выбрасывает окурки посреди тротуара, так как опасается неодобрительного отношения к нему со стороны других граждан.
Б. Боязнь государственных санкций (например, бомж Юрий не стал красть деньги, лежащие на столе отлучившейся продавщицы, так как опасался, что покупатели заметят его действия и передадут охране, которая вызовет полицию, а государство может применить к нему соответствующие санкции.
В. Гражданин Пётр Николаевич вместе с сыном-подростком каждую пятницу смотрит передачу «Человек и закон», в которой рассказывается об уголовных преступлениях. Отец считает, что эта информация поможет сыну усвоить, что .совершать противоправные поступки нельзя.
Дети, ведите себя правомерно и будет вам счастье))). А ниже для тех, кто хочет развиваться дальше.
Благодарю за лайк! И - удачи на экзамене!