Что такое интерактивный плакат?
Плакат — наглядное изображение, которое может быть использовано для рекламы, агитации, обучения и т.п. Независимо от целей использования плакат — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
- сделать этот процесс интересным;
- эффективно решать проблему наглядности обучения;
- свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.
ИКТ технологии вошли в сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Поискав в интернете, можно найти множество вариантов исполнения интерактивных плакатов, причем каждый разработчик подразумевает под этим понятием что-то свое: кто-то презентацию, кто-то целый учебный курс с блоком контроля и т. д.
Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.
Интерактивный плакат полностью отвечает давно возникшему спросу на оригинальные задания, отличные от огромного количества предлагаемых сегодня тестов с выбором ответов. Наглядные пособия в школе необходимы и применяются всегда. Предлагаемые продукты — современная замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, больше возможностей. А также — дешевле стоит, удобнее хранить и долговечнее в использовании.
Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Цель создания интерактивного плаката — способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т. д.
В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счет использования интерактивных элементов создать условия для систематизации и обобщения учебного материала; за счет использования различных мультимедиа добиться максимальной наглядности информации.
Интерактивный плакат обеспечивает создание целостно усваиваемой единицы информации. Поэтому учащиеся могут:
- изучать одновременно взаимно обратные действия и операции; сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно; сопоставлять родственные и аналогичные понятия;
- сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т. д.
Применение интерактивного плаката на уроках помогает принципиально изменить деятельность учителя:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ученика от собственного опыта к общественному; -
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы; -
- Критикуя, стимулируй ученика.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно — поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Интерактивный плакат помогает реализовать индивидуальный темп обучения, быстрое реагирование на изменившуюся ситуацию на уроке, и системный подход в обучении. Интерактивные плакаты можно классифицировать по форме и по содержанию.
В зависимости от объема материала выбирают одноуровненую или многоуровневую схему построения интерактивного плаката.
По моему мнению интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям:
- Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию, а также обязательно типу урока (изучения нового материала, комбинированному, систематизации и обобщения, контроль знаний).
- Плакат должен быть небольшим по объёму — не больше 2–3 слайдов.
- Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами.
Отдельные приемы ИКТ-технологий, применяемые при использовании интерактивного плаката. На этапе «Актуализации знаний»:
- Устные упражнения
- Кроссворды
Запись времени анимации с помощью триггера позволяет создавать интерактивные обучающие плакаты. На этапе «Изложение нового материала»:
- Электронный учебник
- Цифровые образовательные ресурсы
- На этапе «Закрепление нового материала»
Образовательные электронные модули На этапе «Домашнее задание»:
- Подбор материала для создания интерактивного плаката.
- Элементами интерактивного плаката могут быть:
- Создание режима «скрытого изображения» (есть возможность включения и выключения разъясняющей информации),
- Иллюстрированный опорный конспект,
- Многоуровневый задачник,
- Набор видеофрагментов, иллюстраций, анимаций, интерактивных рисунков,
- Конструктор (инструмент, который позволяет учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала).
Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т. д.
Структурно интерактивный плакат состоит из плаката первого плана и ряда подчиненных ему сцен. Это может быть похоже на «меню», которое, как правило, представляет собой первый слайд. Это своего рода структура, из которой вырисовываются общие контуры большой темы. И в то же время отдельные компоненты плаката первого уровня позволяют получить начальное представление об общем содержании и смысле большого информационного блока.
Такая работа позволяет:
- развить познавательный интерес к математике;
- повысить концентрацию внимания;
- увеличить темп урока и подачи учебной информации;
- излагать материал в более доступной и интересной форме;
- увеличить объем изучаемой информации.
Сайты для создания интерактивных плакатов:
- Genially
- TningLink
- Glogster
- PowerPoint(программа)
Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным подспорьем как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков.
Пример работы: