Уже и на Западе признали эффективность российских РЭБ в борьбе с БПЛА, сообщалось, что Россия в месяц сбивает не менее 10 000 дронов (из них самое большое количество занимают мини дроны скупленные у КНР во время конфликта).
Считается, что одним из главных "виновников" этого процесса является российский комплекс РЭБ "Шиповник-Аэро", разработанный всероссийским научно-исследовательским институтом "Эталон".
"Шиповник-Аэро" оказался особенно эффективной системой, поскольку она имеет низкую сигнатуру и может еще больше запутать ее, имитируя другие излучатели и устройства связи.
Комплекс подавляет управляющий сигнал беспилотника, взламывает его бортовые системы, а также с точностью до нескольких сантиметров определяет координаты объекта.
Считается, что комплекс взламывает бортовой компьютер БПЛА за одну секунду, если встречает знакомую систему. Если система ему не известна, то он переводит ее под свой контроль за несколько минут. Основное время уходит на обработку, сбор и анализ информации по обнаруженному БПЛА, само подавление (перехват) производится моментально.
Современные БПЛА при потере управляющего сигнала, обеспеченны программой возврата в точку запуска. "Шиповник" предотвращает выполнение программы путем установки ложного навигационного поля с заменой динамических координат БПЛА.
"Шиповник" может выявлять и идентифицировать сигналы управления вражескими беспилотниками в радиусе около 10 км, после чего, исходя из параметров цели, выбирается наиболее подходящий тип помехи. Само оборудование "Шиповника" достаточно компактное и помещается в кузове двухосного грузовика "КамАЗ-4320".
Можно использовать "Шиповник" и в качестве пассивного средства разведки. Изделие находится на позиции, но не ставит помехи, а следит за сигналами БПЛА и обнаруживает место, где находятся их пункты управления и операторы.
Все это позволяет "Шиповнику" без проблем справляться с различными коммерческими дронами, в том числе использующими для управления сети Wi-Fi, сотовых сетей, WiMAX и DECT.
Даже если "Шиповник" не сможет заглушить канал управления, то он с помощью мощной шумовой помехи настолько "испортит" сигал, что дрон не сможет выполнить боевую задачу.
Не так сложно справиться и с БПЛА, управляемыми по радиоканалам, начиная от миниатюрных RQ-11 Raven и заканчивая достаточно большими израильскими Hermes, американскими RQ-5 и RQ-7.
Единственно проблемы могут возникнуть с БПЛА управляемыми по спутниковым каналам связи (MQ-9 Reaper, RQ-4 Global Hawk и RQ-170), а их сигналы очень мощные и отличаются высокой степенью защищенности, но для них имеются у нас совсем другие РЭБ.
Наряду с "Шиповник-Аэро" российские военные широко внедрили эффекторы РЭБ, чтобы они были органичными для всех подразделений на всех эшелонах. Это включает в себя возможности противодействия БПЛА, назначенные каждому взводу, обычно направленные глушители и группы для захвата БПЛА. "В настоящее время украинские силы оценивают, что по крайней мере одна из этих систем доступна каждому взводу в составе российских линейных частей", — отмечается в исследовании RUSI.
Есть несколько видеороликов, на которых российские солдаты используют большие противодроновые ружья для борьбы с беспилотниками, в результате чего украинские БПЛА либо падают с места, либо мягко приземляются поблизости. Первое означает, что связь по радиоуправлению между дроном и его наземным оператором была разорвана, а второе означает, что беспилотник взяли под контроль российские глушители.
В частности, в отношении военной связи авторы RUSI отметили очень сложную российскую способность РЭБ перехватывать и расшифровывать зашифрованные украинские радиопереговоры с помощью того, что они идентифицировали как глушитель "Торн-МДМ",- "(РЭБ России) добились перехвата и расшифровки в режиме реального времени украинских систем тактической связи с 256-битным шифрованием Motorola, которые широко используются Вооруженными силами Украины (ВСУ)".
Они процитировали офицеров украинской армии, вспоминающих инцидент, когда российский штаб дал "превентивное предупреждение" подразделениям о попадании под артиллерийский обстрел сразу после того, как украинские войска объявили об огневом ударе. Несмотря на 256-битное шифрование радиостанций Motorola, российские войска РЭБ могли "захватывать и расшифровывать эти передачи в режиме реального времени".