В данной статье мы рассмотрим три символических жеста Ивана Грозного, которые изображаются в фильме С. Эйзенштейна. Каждый из этих жестов обладает своей исторической и символической значимостью, что придает им особую глубину и эмоциональную силу.
I. Первый жест: В сцене коронации Ивана Грозного мы видим, как он самостоятельно надевает на голову шапку Мономаха, вместо того, чтобы это делал митрополит Пимен. Этот жест имеет интересную историческую параллель с коронацией Наполеона I, которая состоялась 2 декабря 1804 года в парижском соборе Нотр-Дам. В последний момент Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы Пия VII и надел ее сам на голову. Таким образом, Наполеон хотел показать, что его императорская власть основывается на его собственных заслугах, а не на благословении церкви. Это вызывает аналогию к жесту Ивана Грозного и придает ему дополнительную значимость в контексте фильма.
II. Второй жест: В одной из сцен фильма, известной как "Первые казни", мы видим, как Малюта Скуратов махает мечом, совершая казни, и каждый его удар сабли соответствует взмаху руки Ивана Грозного над жертвами. Вместо того, чтобы делать крестные знамения над телами, Иван Грозный выбрасывает руку с отталкивающим жестом и говорит фразу "Мало!". Этот жест символизирует его гордыню и безразличие к человеческой жизни, а также его стремление к безоговорочной власти и контролю.
III. Третий жест: В эпизоде "покаяния" перед фреской Страшного суда в Успенском соборе, Иван Грозный, не получив ответа от Бога на свои мольбы, выражает свою ярость и неприятие, бросая посох в изображение Бога. Этот жест является выражением гнева и непокорности Ивана, а также его стремления к самостоятельной власти и отчуждению от божественного. Этот момент фильма придает ему особую драматичность и символическую значимость.
Заключение:
Три ключевых жеста Ивана Грозного являются проявлениями греха, который по-гречески называется "hybris" - высокомерие, надменность, гордыня. В христианской традиции "hybris" толкуется как безумное притязание на равенство с Богом, источник всех зол. Анализируя эти жесты в контексте фильма, мы можем увидеть, что они представляют собой стадии греховного стремления Ивана Грозного к тому, чтобы стать Богоравным.
Эти жесты, включенные в систему выразительности фильма, становятся мощным инструментом передачи идеологического и политического послания режиссера. Они позволяют Эйзенштейну выразить свое неприятие и критику власти и цензуры, а также привлечь внимание зрителей к теме безоговорочной власти и морального упадка. Эти жесты являются не только средством коммуникации в рамках фильма, но и вызывают обсуждение и толкование в контексте культурной и исторической значимости периода, в котором действует фильм.
Таким образом, три символических жеста Ивана Грозного в фильме С. Эйзенштейна являются важными элементами его выразительности и помогают передать сложные идеи и эмоции. Они подчеркивают глубину персонажа и вносят значительный вклад в общее восприятие и толкование фильма.