Найти тему
Кинопроба

«Иллюзия кинообмана»: 12 фишек на съемках, о которых не догадывается простой зритель

Оглавление

Kinoproba.com
Kinoproba.com

Кино – искусство иллюзий и обмана. А кинопроизводство – набор мастерских фокусов, ловкость операторских рук и «никакого мошенничества» на монтаже.

Конечно же, зрителям давно известно о существовании «киношной крови», пластмассовой еде, накладных животах и хромакее. Однако многие бытовые вещи в кадре далеки от реальности, и публика об этом даже не догадывается.

Редакция «Кинопробы» решила рассказать о 10 самых излюбленных фишечках в кинематографе, которые применяются при съемках фильмов и сериалов.

Взболтать, но не смешивать

Америку, конечно, не откроем, но все равно стоит напомнить, что большинство вещей на экране заменяются визуально схожими предметами или веществами. Тем более, что большое количество дублей при дороговизне определенного реквизита зачастую просто не укладываются в смету.

Да и, согласитесь, сложно выпить десять кружек пива и продолжить как ни в чем не бывало к съемкам следующей, «кристально трезвой» сцены. Ждать необходимой погоды «у моря» тоже весьма проблематично и затратно.

Поэтому различные алкогольные напитки всегда заменяются своими безалкогольными аналогами. Например, вместо пива напивается квас, который в зависимости от сорта имеет схожие цвета и отлично пенится.

Виски – концентрированный яблочный сок или чай, коньяк – тоже чай с карамельным сиропом или разбавленная и «выдохшаяся» кола, шампанское – газированный лимонад или подкрашенная минералка. Водку «дублирует» обычная вода или же более плотный по консистенции уксус – когда нужно только налить. Лед в стакане заменяется желатином.

Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится», 2022, Испания, США.
Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится», 2022, Испания, США.

Подымим?

Вместо запрещенных веществ для баронов мафиози в ход идет сухое молоко, сахарная пудра, мука или витамины. А в табакосодержащую продукцию просто-напросто втыкают зубочистку, чтобы не «смолить» ее в действительности.

Жуй-жуй, не глотай!

Едят в кино только персонажи, но никак не актеры. Редко какая-либо съемка ограничивается одним единственным дублем. И, если бы артисты действительно поглощали пищу в таких количествах, то к финалу кинопроекта их было бы не узнать за пухлыми формами.

Поэтому актеры жуют только после слова «мотор», а после выключения камеры выплевывают еду в специальное ведро. Самые «наевшиеся» – просто ковыряются вилкой в салате, долго режут мясо или никак «не могут начать» есть свой бургер, прерывая трапезу активным диалогом.

С водой и напитками, чаще всего, такая же история: актеры просто делают глотательные движения, а внимательные зрители видят, как стакан никогда не пустеет.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво», 1994, США.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво», 1994, США.

Капустный ASMR

К слову о звуках еды. Множество звуковых эффектов создаются при помощи любых подручных предметов. Например, визг назгулов для франшизы «Властелин колец» – трение пластиковой тарелки о стакан.

Однако наибольшую любовь звукорежиссеры питают к капусте или арбузам – с их помощью прекрасно создается скрип снега, звук ломающихся костей и прочих эффектов для ужастиков.

Осторожно: дети

Раз уж мы заговорили о хоррорах, то затронем и «детскую» тему в них. Наверняка вы задавались вопросом: неужели детей реально запугивают для съемок в страшилках? Естественно, нет.

Зачастую маленькие актеры даже не подозревают, что снимаются в ужастиках – весь съемочный процесс для них превращают в веселую игру: побегать с куклой, дернуть за веревочку, разлить «томатный» сок, посмотреть или покричать на дядю и прочее. Все самое страшное и пугающее – музыку, скрипы и прочие допэффекты – накладывается уже на стадии постпродакшена.

Так, Дэнни Ллойд узнал, что снялся в ужасающем «Сиянии» Стэнли Кубрика лишь по достижении 16 лет, когда ему разрешили посмотреть полную версию картины.

Кадр из фильма «Сияние», 1980, Великобритания, США.
Кадр из фильма «Сияние», 1980, Великобритания, США.

Снег растаявший – он вода?

Сам же снег в кадре зачастую создается из переработанной бумаги. В более дорогостоящих фильмах снежинки изготавливаются из измельченного белоснежного пластика. Такой «снегопад» можно будет снимать даже крупным планом.

Грозовых облаков киношники тоже редко дожидаются. Для этих «небесных» спецэффектов в арсенале съемочной группы имеются не только хромокеи, но и акварельные краски или молоко, которые разводят в резервуарах с водой.

Остальные природные катаклизмы тоже можно сделать, например, при помощи смены наклона пола под актерами – землетрясение. Туман нагоняют дымомашинами или стелящимся по земле сухим льдом. Ливневые потопы же устраивают при помощи «дождевых установок» – многоуровневых труб с регулируемой высотой, и правильной направленности света.

Молнии тоже «производятся» специальными устройствами, где при помощи насосов пропан подводится к газовой горелке и вбрасывается легковоспламеняющийся порошок. Раньше «разряды» в грозовом небе создавались обычным «высветлением» некоторых кадров.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию», 1982, США.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию», 1982, США.

Группа крови на рукаве

Кровь – кукурузный сироп с пищевыми красителями или же подкрашенная смесь желатина с глицерином (у каждого – свой рецепт). Кровь на тело чаще всего наносят или разбрызгивают шпательной кисточкой, иногда – железной губкой.

«Съедобную» вампирскую кровь изготавливают из перемешенного с крахмалом варенья или клюквенного сока, а для затемнения – добавляют шоколадный сироп или какао-порошок. В любом случае, тон и «консистенция» крови зависит от сцены и ее применения. Поэтому опытные реквизиторы и гримеры всегда консультируются со съемочной группой прежде, чем начать замешивать свое «зелье».

Пот – тот же глицерин с водой, который выпускают через пульверизатор. Есть и другой вариант: постоянно поливать актера водой. Однако это замедляет съемочный процесс. Иногда эффект «потного тела» создают при помощи специального масла или блеска для губ. Последнее средство как раз и применяли во время съемок Билли (Дэйкер Монтгомери) в третьем сезоне «Очень странных дел».

Разбивающиеся стекла с разлетающимися осколками в экшен-сценах снимают благодаря застывшему сахарному сиропу или меняют на изделия из тонкого пластика или полимера. В противном случае, выдумывать альтернативу крови было бы не нужно, а актеры бы сменялись почаще перчаток.

Ты вези меня, извозчик

Во избежание различных травм и аварий «имитируются» в кино и автомобильные сцены. Экшен-полеты машин зачастую снимаются их уменьшенными копиями на макрообъектах. А для болтливых «водителей» и не смотрящих на дорогу «шумахеров» за кадром существует тягач: так и пейзажи за окном «естественно» сменяются, и актерам не нужно отвлекаться на соблюдение ПДД.

Безусловно, для большей достоверности различные автомобильные трюки снимаются «на натуре», но при участии опытных каскадеров. Некоторые же актеры, любящие «самостоятельность» в кадре, не гнушаются пройти и дополнительные уроки по экстремальному вождению.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва», 2007-2019, США.
Кадр из сериала «Теория большого взрыва», 2007-2019, США.

Ловкость ног – никакого мошенничества

Если вы были уверены, что за всех актрис в кадре на каблуках бегают тоже спортивные дублеры – вы ошибаетесь. Профессиональным спринтером «на шпильках» можете стать и вы, главное: научиться бегать «на носочках», не наступая на пятку.

Свет мой, зеркальце, скажи

Всем известно: профессиональные фотографы и операторы не попадают в объективы коллег, а суперпрофи – еще и в зеркалах не отражаются. Однако здесь все куда проще, и дело в правильном ракурсе и повороте зеркала. В итоге, актер видит не свое отражение, а кинокамеру. В то же время на экране создается иллюзия, что персонаж смотрит прямо на себя.

Правда, некоторые режиссеры идут дальше и для важных «отражений» используют дублеров. Именно этот прием применил Джеймс Кэмерон во втором «Терминаторе»: на переднем плане у него работали двойник Арнольда Шварценеггера и сама Линда Хэмильтон, а отзеркаливали их уже сам Шварценеггер и «близняшка» Линды. Заметить «подмену» – просто невозможно.

Съемки фильма «Терминатор: Судный день», 1991, США.
Съемки фильма «Терминатор: Судный день», 1991, США.

Вокруг не шум

Не умолкающая массовка в ситкомах – тоже миф. В тех же самых «Друзьях» остальные гости бара шепчут, либо беззвучно шевелят губами, произнося рандомный набор цифр (25, 351, 111, 890, 32), схожий с обычной речью.

Даже бурные аплодисменты только изображаются, чтобы не нарушать чистую звуковую дорожку снимаемых актеров. Все остальные шумы подкладываются отдельно на монтаже, за редкими исключениями. В противном случае зрители бы с трудом разбирали фразы актеров за гулом дороги, к примеру.

Иногда, за неимением многолюдной массовки, киношники прибегают к «зеленке», боке (размытие заднего или переднего плана) и функции «ctrl c, ctrl v». Такая хитрость обычно применяется при съемках внушительных баталий или для создания эффекта «заполненного зрительного зала». При качественной игре актера и грамотном монтаже навряд ли зрители начнут обращать внимание на схожесть движений пятого воина слева и десятого справа или на «двойняшек» в седьмом и двенадцатом рядах.

Кадр из сериала «Друзья», 1994-2004, США.
Кадр из сериала «Друзья», 1994-2004, США.

Ты целуй меня везде…

Бурные постельные сцены, пусть даже в специальном белье «телесного» цвета – настоящий стресс даже для профессионалов. Именно поэтому все любовные признания, жаркие поцелуи и «клубнички» откладываются на финальную часть съемок – когда актеры уже привыкли друг к другу, буквально «сроднились».

Опытные артисты, конечно же, могут отыграть любые чувства. Однако действительно передать полный спектр эмоций, порой противоречивых, которые люди испытывают в обычной жизни, смотря на объект своего обожания, без определенного «бэкграунда» сложно. Отсюда и возникают «пластмассовые» ссоры у режиссеров-новичков, которые в первый же съемочный день пытаются обнажить души и тела героев.

Для большей раскрепощенности актеров съемочная группа также старается по максимуму удалиться с площадки. Успокаивают артистов и обещания снимать только детали с использованием определенных ракурсов.

Кадр из фильма «Пятый элемент», 1997, Франция, Великобритания.
Кадр из фильма «Пятый элемент», 1997, Франция, Великобритания.