Найти в Дзене
Язва в кедах

Сын: спектакль театра Красный факел Новосибирск

Флориан Зеллер «Сын» Имя французского писателя и драматурга Флориана Зеллера стало широко известно после начала триумфального шествия по театральным сценам его пьесы «Папа». Секрет такого всеобщего интереса к пьесе прост – она хоть немного утоляет лютый голод театров на бенефисные пьесы для пожилых актеров. Что это значит Почти в каждом театре есть актер, большую часть жизни в нем проработавший. Его заслуженно любит публика, часто верные, многолетние, зрители откликаются на одно только имя этого актера в афише. Но время идет, человек естественно взрослеет, постепенно переходит из амплуа героя в отцы героев. А потом наступает момент, когда хорошему, но возрастному, актеру становится нечего играть. Очень мало в мировой драматургии заметных ролей для пожилых. Поэтому пьеса Зеллера «Папа» - настоящее спасение для театров. Хорошо всем: и актеру, у которого будет главная роль, и зрителям, которые смогут видеть своего кумира весь вечер, а не в паре проходных эпизодов. Вот и ставят сейчас «Пап
Оглавление
Фото автора. Ереван
Фото автора. Ереван

Флориан Зеллер «Сын»

Имя французского писателя и драматурга Флориана Зеллера стало широко известно после начала триумфального шествия по театральным сценам его пьесы «Папа». Секрет такого всеобщего интереса к пьесе прост – она хоть немного утоляет лютый голод театров на бенефисные пьесы для пожилых актеров.

Что это значит

Почти в каждом театре есть актер, большую часть жизни в нем проработавший. Его заслуженно любит публика, часто верные, многолетние, зрители откликаются на одно только имя этого актера в афише. Но время идет, человек естественно взрослеет, постепенно переходит из амплуа героя в отцы героев. А потом наступает момент, когда хорошему, но возрастному, актеру становится нечего играть. Очень мало в мировой драматургии заметных ролей для пожилых. Поэтому пьеса Зеллера «Папа» - настоящее спасение для театров. Хорошо всем: и актеру, у которого будет главная роль, и зрителям, которые смогут видеть своего кумира весь вечер, а не в паре проходных эпизодов.

Вот и ставят сейчас «Папу» все, как сговорившись. Исключение только те театры, где нет в труппе пожилых любимцев публики. Я видела эту пьесу уже в четырех разных вариантах.

Но вернемся от Папы к Сыну

Театр «Красный факел» решил, видимо, выделиться на общем фоне. Но так, чтобы и от модных тенденций не отступать. У Зеллера, кроме «Папы» есть еще две семейные пьесы – «Мать» и «Сын». Вот так вот незамысловато, но очень удачно в плане продвижения. Вот «Красный факел» и попался на банальный маркетинг.

О чем пьеса

Если в двух словах, то пьеса от том, как после развода родители, занятые устройством новых жизней, выпустили из вида сына подростка. И закончилось всё , естественно, плохо.

В спектакле очень много родительской рефлексии, запоздалых выяснений отношений и перекладывания вины на более удачливого в личном плане бывшего партнера. Между этим «страдающим средневековьем» бродит унылый мальчик и пытается привлечь к себе внимание. Для этого он поступает, как миллионы подростков – не ходит в школу и при каждом разговоре заявляет родителям, что на него «давит жизнь». Где-то к середине первого действия зритель начинает думать, что зря родители продолжают мусолить до сих пор свой развод (в семье отца уже новый ребенок вовсю подрастает), и лучше бы они вернулись на землю и показали уже общего сына психиатру. Слишком уж затянулась эта показная боязнь жизни.

Спектакль очень эстетически стильный, красивый, с живой музыкой и иммерсивными вставками (я думала, в это уже все наигрались давно, но нет). В нем заняты прекрасные актеры, настоящие звезды «Красного факела»… Но при всем этом он не цепляет и не увлекает по-настоящему.

Иммерсивность сначала обескураживает зрителя, которого не предупредили заранее. Заходишь ты в зал после первого звонка, чтобы занять свое место, а там на сцене уже пять человек актеров сидят на стульчиках и вовсю между собой разговаривают. Ну ладно, не между собой. Пять человек изображают групповой сеанс психотерапии, говорит одна, а остальные слушают – кто с вежливым профессиональным интересом, кто с откровенным нетерпением. А у наивного зрителя паника – неужели опоздал? Да вроде рано еще. Да и остальные вон тоже только заходят в зал, и тоже удивлены.

А во втором действии режиссер, видимо, решил зрителя немного отвлечь перед решающим психологическим ударом и вставил псевдо-реальную сцену «у нас в театре отключили электричество, поэтому включайте фонарики на телефонах, а мы вам вживую споем». Ну что, затея удалась! Зрители верят, переживают, включают фонарики, радуются, когда электричество «снова появляется».

Хорошо хоть ненадолго, не как в прошлый раз

Свет и тьма в современном искусстве: записки простодушного зрителя
Мёд навоз и пчёлы20 мая 2023

В общем, задумок (включая живой вокал в антракте) в спектакле масса. Но при этом он распадается на отдельные составные части. Отдельно игра очень хороших актеров; отдельно декорации и костюмы; отдельно музыка.

Излишняя драматизация со временем утомляет, хочется уже домой.

Вот бывают ситуации, когда один актер явно переигрывает партнеров по сцене. Это некрасиво, конечно, но иногда даже самый совестливый актер не может вытянуть откровенно слабых товарищей и играет уже «на себя». Ну хоть как-то. Хоть какие-то положительные впечатления чтобы.

В спектакле «Сын» всех переиграл художник. Так уж получилось.

Впечатления о других спектаклях можно прочитать здесь:

Театр

Подпишитесь на мой канал, если понравилось.