В католической церкви до относительно недавнего времени существовали несколько так называемых малых чинов, или низших ступеней духовенства: это аколиты, чтецы, остиарии и экзорцисты.
Что это за «церковные должности» и почему экзорцисты – не всегда те, кем их представляют?
Малые чины появились в церкви ещё в раннем периоде христианства. Для исполнения своих ролей в службах им не требовалось проходить обряд рукоположения, то есть посвящения в духовный сан.
В 1972 году Папа Римский Павел VI отменил малые чины в латинском обряде – центральном среди литургических обрядов католической церкви. Чины остиариев и экзорцистов были упразднены, в то же время аколиты и чтецы были выведены из ранга клириков, то есть священнослужителей и церковнослужителей.
Название чина «аколит» происходит от древнегреческого слова помощник. Во время служб он выполняет такие обязанности, как подготовка хлеба и вина для освящения, зажжение и ношение свечей. Аналогичные функции в православной церкви – у алтарников.
Чин аколита был высшим в иерархии малых чинов: чтобы дорасти даже до такой простой должности, духовным лицам в католической церкви приходилось сначала служить чтецами, остиариями и экзорцистами.
Задача чтецов также понятна и аналогична как в католицизме, так и в православии: во время богослужений громко читать молитвы и тексты из Священного Писания.
Интереснее дела обстоят с упразднёнными чинами остиариев и экзорцистов.
Латинское слово ostium, то есть дверь, дало название остиариям – церковным привратникам.
Однако остиарии не только открывали и запирали двери, но и были своеобразной «службой безопасности»: в их обязанности входило следить, чтобы во время освящения хлеба и вина в церкви не было некрещёных людей. Это таинство называется Евхаристия и даёт христианам возможность соединиться с Богом во Христе, поэтому логика работы остиария в том, чтобы не посвящённых в христианство в такие моменты в церкви не находилось.
Что же касается экзорцизма, то этот обряд изгнания из человека или места нечистой силы известен не только в христианстве, но и в других религиях и верованиях, а также нашёл богатое отражение в культуре. Мы все представляем процедуру освобождения одержимого от вселившихся в него бесов по литературе и кино.
В Евангелии можно найти описания изгнаний бесов из людей Иисусом Христом. В раннем христианстве экзорцизм рассматривался как способность, которой обладает определенный человек, позднее же с развитием церкви обряд укоренился как в католицизме, так и в православии.
Однако этот обряд не имеет ничего общего с задачей представителей малого чина католических экзорцистов. Экзорцизмом также называется другой обряд, который они должны были проводить, а именно – обряд очищения от первородного греха в ходе таинства крещения.
Задача экзорцистов малого чина была проста и заключалась лишь в чтении над готовящимися принять таинство крещения нужные слова.
Таким образом, экзорцист – не всегда священник, опытный и сильный духом человек, способный провести впечатляющий и даже пугающий обряд избавления от нечистой силы.
Некоторые экзорцисты были в католичестве лишь представителями низшей ступени духовенства, которые выполняли весьма рутинную церковную работу.
Малые чины аколитов, чтецов, остиариев и экзорцистов сохраняются по сей день в некоторых общинах католиков-традиционалистов, которые не приняли изменения, введенные в 1972 году Павлом VI.