- Сегодня мы бы сказали, что это была Академия ЖИВЫХ ЛЕГЕНД.
- Мне нужны были ЖИВЫЕ ЛЕГЕНДЫ. Те, кого через 50, 100, 200 лет поставят в один ряд с Микеланджело и Роденом, с Данте и Гете, С Эйнштейном и Нильсом Бором.
- Рассказывая об Академии, я заявляла, что это Черный Лебедь, и когда он взлетит, он положит начало революции в области образования.
Много лет назад мне задали вопрос, который я забрала с собою в жизнь и возвращалась к нему на разных этапах своего пути. Звучал он так: «Что о тебе будут говорить через 100 лет после твоей смерти?» У меня был ответ. Но тогда я взяла паузу и не решилась его озвучить. Я предвидела, как округлились бы глаза моего визави, услышь он признание: «Через 100 лет после моей смерти обо мне будут говорить как о человеке, который создал образовательную империю и перевернул представление о современном образовании во всем мире».
Сегодня я говорю об этом открыто. Тогда – меня сковал предательский страх. Это был отнюдь не страх столкнуться с непониманием, осуждением или насмешками. Мной овладел страх перед масштабом собственного замысла. Боялась ли я неудачи? Конечно. Но как говорил великий Микеланджело: «Для большинства из нас величайшая опасность состоит не в том, чтобы выбрать слишком высокую цель и потерпеть неудачу, а в том, чтобы наметить слишком низкую и достичь ее».
БЫТЬ В КОНФЛИКТЕ С ЭПОХОЙ
Мне 18. Я вижу фреску работы Рафаэля. «Афинская школа» — одна из жемчужин ренессансного искусства. На ней художник изобразил философов Древней Греции: Гераклита, Эмпедокла, Парменида, Пифагора, Аристотеля, Платона, Сократа… И среди них была одна единственная женщина, которая всегда была для меня неким образцом, архетипом женской мудрости — Гипатия Александрийская. Я смотрела на это собрание мудрецов и чувствовала, что знаю один секрет. Секрет, который знал и Медичи.
В XV столетии он учредил Флорентийскую Платоновскую Академию. Эта Академия собрала выдающихся ученых, философов, художников, архитекторов, скульпторов, поэтов эпохи Возрождения.
Сегодня мы бы сказали, что это была Академия ЖИВЫХ ЛЕГЕНД.
Это было время триумфа нового типа человека — homo universalis, воплощенной Полноты. Ярким представителем этого типа был Леонардо да Винчи — живописец, архитектор, скульптор, изобретатель, писатель, музыкант, ученый. Само воплощение союза музыки и математики, науки и искусства.
Мне было всего 18, а я уже находилась в конфликте со своей эпохой. Я смотрела вокруг, я смотрела за пределы этого круга, я всматривалась так далеко, как только могла, и спрашивала себя: куда же делся этот тип личности сегодня — в эпоху торжества узкой специализации, и почему на место универсального человека, видевшего целостную картину мира, пришел тот, кто разглядывает мир через замочную скважину своей профессии?
ПРОЖИТЬ НЕСКОЛЬКО ЖИЗНЕЙ ОДНОВРЕМЕННО
Вас ведь тоже спрашивали, кем вы хотите стать? Вас тоже принуждали сделать выбор?
Нас с самого детства загоняют в рамки, ожидая, что на вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь?» мы ответим не перечислением ролей и профессий, а вполне однозначным ответом: «ученым», «бизнесменом», «строителем», «художником» или «врачом». Нам внушили, что для достижения успеха в карьере, в бизнесе, в творчестве, в науке, в искусстве, нужно взять один небольшой аспект реальности и связать с ним всю свою дальнейшую жизнь. Идея специализации заключается в том, что мы должны сосредоточиться на чем-то одном, пожертвовав всем остальным. А что, если мы хотим действовать не в режиме «или-или», а в режиме «и»?
На этот вопрос я отвечала, что хочу прожить несколько жизней одновременно и быть сразу и философом, и писателем, и предпринимателем, и учителем, и актрисой, и режиссером, и правителем. И я знаю, что не разорвусь, а только расширюсь до размеров целого мира, которым и являюсь с самого рождения.
И у меня появилась ролевая модель – универсальный человек. То есть тот, кто овладел широким спектром междисциплинарных знаний и практик, стер границы между различными дисциплинами и научился видеть мир не как совокупность разрозненных фрагментов, а как нечто целое, как universum.
Универсальный человек не выбирает между гуманитарными и естественно-научными знаниями, он их синтезирует: науку и искусство, музыку и математику, философию и технологии. Он проявляется сразу во всех сферах, стремясь внести ощутимый вклад, запустить процесс инноваций и станцевать танго с Музой Истории. Можно вспомнить Нильса Бора, объединившего свой интерес к квантовой механике с философией и музыкой, любившего играть на скрипке Альберта Эйнштейна, писавшего стихи и любившего философию Эрвина Шредингера, увлекавшегося музыкой и философией Макса Планка и других известных полиматов — от Аль-Фараби до Павла Флоренского.
ЖИВЫЕ ЛЕГЕНДЫ
Ни одна образовательная модель не могла ответить на мой запрос, удовлетворить мою полиматическую потребность, излечить мою боль. Меня категорически не устраивала система современного образования. Я хотела ее радикально изменить, создав междисциплинарный университет мирового класса, в котором стали бы преподавать лучшие в мире наставники, выдающиеся мыслители, ученые, предприниматели, основатели новых учений, деятели культуры и искусства.
Мне нужны были ЖИВЫЕ ЛЕГЕНДЫ. Те, кого через 50, 100, 200 лет поставят в один ряд с Микеланджело и Роденом, с Данте и Гете, С Эйнштейном и Нильсом Бором.
Вы когда-нибудь жалели о том, что у вас нет никакой возможности получить в наставники Платона или да Винчи, побыть в поле опыта Паганини или Борхеса, перенять приемы и практики у самого Генри Форда или стать лучшим учеником Антонио Гауди? Уже сейчас, сегодня, в эту самую эпоху среди нас есть те, о невозможности встречи с кем точно так же будут жалеть через сотни лет.
Я хотела собрать эти живые легенды вместе, создав для них центр притяжения, центр силы, образовательную империю, которая перевернет всю систему образования и создаст нечто совершенно другое.
В 2015 году я стала формировать проект под названием Janus Academy. Я задумывала его как новую Платоновскую Академию. И даже более того, я применила «принцип Медичи», начав собирать вокруг этого проекта выдающиеся умы нашего времени.
Рассказывая об Академии, я заявляла, что это Черный Лебедь, и когда он взлетит, он положит начало революции в области образования.
Миссией этого проекта была консолидация всех самых значительных мыслителей, исследователей, культурных деятелей и ученых, ставящих перед собой цель сформировать новую междисциплинарную образовательную программу, отвечающую на вызовы XXI столетия.
Уже тогда я могла сказать, каким вижу этот проект, к примеру, через 10 лет. С самого начала я заложила в основание Janus Academy не только революционный потенциал, но и потенциал роста, то есть я хорошо представляла, как в течение нескольких лет этот проект вырастет до целой империи, со своей чётко продуманной, разветвляющейся структурой. Она охватит собой весь мир и объединит лучшие умы человечества. И в центре этой империи будет идея полимата или homo universalis.
ПРОЕКТ «АЛЕКСАНДРИЯ»
Мне потребовалось ровно 8 лет на то, чтобы дорастить его до проекта АЛЕКСАНДРИЯ. Да, свое имя он получил от легендарной метрополии, основанной Александром Македонским. Именно Александрия стала интеллектуальным центром, который не имел себе равных во всём древнем мире. Это был центр знаний, куда съезжались люди со всего света. Именно там, находился Александрийский Мусейон – религиозный, учебный, исследовательский и культурный центр эллинизма. Храм Муз, существовавший 800 лет! Священное место, сакральный центр силы. И в этом месте была легендарная Александрийская Библиотека, где царили ученые-полиматы. Она была закрыта для толпы, ибо представляла собой храм, а не простое хранилище книг. На базе этого храма возник неоплатонизм - влиятельное учение, захватившее эпоху Возрождения.
Наверное, сейчас вы вспомнили фреску Рафаэля и единственную изображенную на ней женщину – Гипатию Александрийскую, чей образ меня раз и навсегда пленил.
АЛЕКСАНДРИЯ, этот образовательный центр мирового класса, станет местом создания нового человека – Homo Totus (лат. человек целостный).
АЛЕКСАНДРИЯ – законодатель будущего. Пространство для развертывания новых социальных практик, новых направлений науки, прорывных исследований и разработок. Именно в АЛЕКСАНДРИИ будет формироваться видение будущего, генерация новых идей и знаний, обнаружение новых целей и вызовов. В нее будут стекаться лучшие умы человечества, феноменальные личности, которые меняют жизни миллиардов людей, создают бизнес-империи и образовательные экосистемы, делают научные открытия, создают новые направления в искусстве, основывают новые учения, системы, сообщества, движения.
Я вижу АЛЕКСАНДРИЮ как кузницу новых лидеров, которые встанут во главе государств, мировых корпораций, научных центров. Каждый, кто войдет в АЛЕКСАНДРИЮ, станет наставником для тысяч людей и породит цепочки ученической преемственности.
Я знаю точно одно: АЛЕКСАНДРИИ СУЖДЕНО СТАТЬ НОВЫМ МИФОМ 21 ВЕКА.
Я воплощала свою Александрию в масштабе отдельной человеческой жизни, настало время воплотить ее в масштабе целого мира.