Дебют 20-летней Валентины Легкоступовой на сцене состоялся в 1985 году. У неё был сольный концерт в Херсоне. Серьёзная заявка, в общем.
Пугачёвой тогда было всего 36 лет, но она уже в глубоком творческом кризисе и пускается во все тяжкие: как она пытается надевать на себя всё самое лучшее, что есть в моде, так она тянет всю музыку, которая плохо лежит и все музыкальные темы, которые затрагивают окружающие.
Талант Легкоступовой - это редкий и забытый в России талант убедительно рассказать песню. А для этого надо иметь очень мощный голос, чтобы слушатель не отвлекался на вокал, а вникал в смысл:
Легкоступова на эстраде с детства.
В 1986 году Легкоступова заняла второе место на конкурсе Раймонда Паулса в Юрмале.
В 1987 году Легкоступова совершила непоправимый поступок. Она спела 2 песни Раймонда Паулса, которые Пугачёва отложила в долгий ящик - "Двое" и "Ты меня не оставляй" (а отложила потому, что не тянула их вокально). Легкоступова же получила эти песни из рук самого Раймонда Паулса, на что и она, и Паулс, имели полнейшее право.
"Двое" - сложнейшая песня, и совершенно ясно, что Пугачева её элементарно не тянула, срываясь с речитатива на крик:
В этом и была неудобная для Аллы правда: если бы она изначально участвовала в создании песни, она бы её сделала более удобной, более попсово-частушечной, где можно спрятать огрехи прокуренного и пропитого вокала (хотя и их уже нельзя было спрятать).
У Легкоступовой - высокое искусство, пробирающее до мурашек, не развлекательный формат, откровенный разговор, камерный, для умных и чутких. Никаких украшательств и мелизматики, никакого крика и надрыва, минимум средств, только чистый голос. У Легкоступовой авторская, фирменная, паулсовская аранжировка. Всё это может казаться скучновато, зато пробирает до мурашек. Это не развлекательный формат, это на тему достучаться.
Пугачёва пытается давить эмоцию и давать "все лучшее сразу", но получается не убедительно. Не пробирает.
Пугачёва нарушила важнейший принцип субординации: композитор важнее исполнителя. Если композитор проводит конкурс (он же кастинг) имени себя, то он имеет полное право это делать для того, чтобы отобрать исполнителей, которые будут исполнять его песни. Так, Раймонд Паулс должен был иметь полное право взять любую свою песню, которую раньше исполняла та же Пугачева, и отдать или продать её понравившемуся конкурсанту. На этом стоит весь музыкальный мир. Так, если Пугачёва выступала в роли композитора, сочиняла песни, то она имела полное право отдавать или продавать сочинённый ею материал кому угодно, организовать продюсерский центр или конкурс, кастинг, имени себя. Но для этого у Пугачёвой материала было слишком мало, т.к. композитор она была недоучка, часто плагиатила, сочинённое другими досочиняла под себя и выдавала за свое собственное, - будь она хорошим композитором, она бы могла сама выбирать исполнителей своих песен, какие проблемы? Вместо этого Алла интриговала и давила всё живое вокруг.
Раймонд Паулс имел полное право проводить песенные конкурсы имени себя и подбирать исполнителей под свою музыку! Пугачёва же придумала удивительный принцип, который назывался "я участвую в создании песни". Обратите внимание, как пренебрежительно она проходится по Легкоступовой и исполненной ею песне!
Любопытная деталь - подаренный букет цветов на полу. Говорит о многом.
Ну не должен певец участвовать в создании песни! Песню создаёт композитор, певец её исполняет. Может по-разному, в разных темпах, с разными аранжировками и в разное время. А когда у нас композиторы и песни начинают считаться расходным материалом, зато главной считается певица, в конечном итоге мы и пришли к тому, что даже людям с голосами исполнять стало нечего. Потому что певица без композитора, аранжировщика и музыкантов - это ноль без палочки. Так Пугачева, перетягивая одеяло на себя, конечно же, стала всесоюзной муз-решалой в условиях культурного безвластия, но тем самым она и обесценила композиторский труд, что и вылилось в деградацию отечественной музыкальной культуры. Потому что не обязана певица участвовать в создании песни! Певица может взять уже готовую чужую песню и сделать исполнение под себя, если они по авторским правам договорились с композитором. Композитор может давать свой материал кому угодно, подбирать под него каких угодно исполнителей, и не отчитываться перед отдельным исполнителем, кому еще он отдал эту песню. А Пугачёва заявляла: "Я не могу работать с уже готовой песней" и "все лучшие песни исполняю я". Если ты не можешь работать с уже готовой песней, то это называется непрофессионализм, значит, ты прокурила и пропила свои голосовые связки, не можешь брать ноты, положенные по композиции, и тебе пора в рехаб, после чего серьёзно работать с вокальным тренером. Или это просто песня не для твоих вокальных способностей. Или же тебе пора на пенсию. Неужели эта простая и очевидная мысль не пришла в голову Пугачевой или её интервьюерам, которые только и делали, что ей подпевали во всем и всегда?
То есть глубоко задело по-факту Пугачеву в Легкоступовой даже не то, что она была очень популярной и востребованной, а то, что она ещё могла исполнять те песни, которые Пугачева уже не могла. Так что получается, что более голосистые, с более широким диапазоном певицы уже не имели право появляться на сцене, пока там присутствовала Алла. Как хорошо, что Алла не царила на сцене Большого и Кировского балетов, а то, если бы появилась балерина, которая может накрутить больше фуэте, то Пугачева бы быстро убрала ее со сцены! Как хорошо, что балет был для Аллы "несбыточным" "другом". Иначе бы она сама остановила карьеры постановщиков, композиторов и балерин, а исполнялось бы что попроще, без фуэте и стояния на пуантах, а другое бы вообще не исполнялось!
Разбившись о Пугачёву, Легкоступова профессионально и в личном плане пошла по наклонной: работа преподавателем в тульской филармонии была не самым плохим вариантом, но профессиональный и творческий рост певицы остановился. С ней перестали работать композиторы, её долго не пускали на телевидение, на её пути появились сомнительные мужчины, последний из которых, угробивший её и опорочивший, подвернулся ей тогда, когда она стала реанимировать свою карьеру, появляясь на телевидении. Случайно ли ей подвернулся Фирсов? Это не тема данной статьи, однако, есть сомнения.