Найти тему

Начало Государства Российского

Картина Рериха Н.С. Славяне на Днепре. Люблю ее, потому что она куда более правдоподобно отражает уровень развития славянской культуры на момент появления Рюрика, чем более известная картина Васнецова. (При всем уважении к гению последнего)
Картина Рериха Н.С. Славяне на Днепре. Люблю ее, потому что она куда более правдоподобно отражает уровень развития славянской культуры на момент появления Рюрика, чем более известная картина Васнецова. (При всем уважении к гению последнего)

Вопрос о том, «С чего начинается Русь?» Настолько же важный, насколько и безответный. А учитывая, что вся жизнь человека посвящена поиску того «Кто он есть», еще и вечный.

Увы, но первые страницы книги нашей истории сильно поизносились в потоке времени. Нет, и, наверно, уже не будет, таких источников, которые были бы способны дать однозначный ответ на вопрос «Как зародилось государство Российское? ».

 

Но, если не отчаиваться и подключить критическое мышление, то некая картина все-таки вырисовывается.

 

Начнем с того, с чего будем начинать всегда вплоть аж до начала 12 века. А именно — побеспокоим монаха Нестора и смахнем пыль с его сочинений. И вот что мы найдем в его Повести временных лет (далее — ПВЛ):

«Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

 

Это самая распространенная версия, которую вы слышали еще в школе. Славянские племена позвали на княжение варягов. Но… В общем прежде чем обозначить все НО, давайте перенесемся примерно в середину 9 века и попробуем представить себе мир, о котором говорим.

 

Днепр. Ильмень. Волхов. Великий путь из варяг в греки. На берегах огромных, полноводных рек, служащих главной транзитной артерией международной торговли расселяются славянские племена. Они постепенно отходят от жизни в лесу и понимают, что заниматься торговлей и сопутствующими этому делу ремеслами очень выгодно. Они ремонтируют корабли, встречают гостей на постой, обменивают пушнину и другие лесные богатства на провизию и деньги. В этом им сильно помогает собственная культура — у славян был широко развит обычай гостеприимства (причем эти традиции были настолько важными и значимыми, что упоминания о них сохранились даже в греческих записях). Семьи объединяются в группы, обносят дома общими ограждениями, и возникают городища. Их много. Так много, что край этот получает название «Гардарики — страна городов». Это первая часть мозаики, которую нужно запомнить.

 

Вторая — это те, кто к славянам (пока не будем углубляться в детализацию племен, чтобы не сломать себе голову), приезжают торговать.

СДЭКа еще не существовало, Яндекс доставки тоже, поэтому чтобы что-то продать, надо было взять это, погрузить на корабль и бесконечное количество дней грести в холоде и голоде по морю, подвергаюсь постоянному риску быть ограбленным, убитым или съеденным. Поэтому для этой работы подходили лишь тех, кто выглядел так, как будто сами могут кого угодно съесть. Викинги, варяги, а иначе — скандинавы, прекрасные мореплаватели и воины. Купцы нанимали их для перевозки и охраны груза. Обычно вождя с дружиной. Так эти дети моря оказались на территории древних славян.

 

Здесь нужно учесть еще одну особенность. Славяне до этого никогда не занимались собственной защитой. Они постоянно переходили из-под власти одного ига к другому. С кем-то жилось сложнее, с кем-то душа в душу как с хазарами, но самостоятельного независимого государства у них до этого момента не было. Их интересы от варварских набегов всегда охранял какой-то более мощный сюзерен, которому они за это платили дань. После падения Хазарского каганата они оказались в ситуации, когда защиты не осталось и надо было придумывать как защищать себя самим. Это не значит, что славяне не умели воевать — умели. В собственных лесах их вообще было очень трудно одолеть. Но государство только зарождалось — нужно было вкладывать силы в развитие, а не только обороняться от набегов. Так и родился симбиоз — славяне, которым часто нужна была помощь в защите, и викинги, которым было выгодно и комфортно работать со славянами. Опять же вспомним — это 9 век. Наши предки (как и все народы того времени) руководствовались вопросами выгоды более чем предрассудками и предупреждениями.

 

Так варяги оказываются на территории славян. Их все больше и больше. Кто-то занимается торговлей, кого-то нанимают как дружину для охраны, но факт остаётся неизменным — к моменту, описанному в ПВЛ, викинги давно и прочно жили на территории славян. Более того, они давно «обславянились».

 

Есть такое правило — когда на одной территории проживают два разных народа, то более развитая бытовая культура, всегда поглощает менее развитую. Викинги — пришлые мужчины-кочевники, с раннего возраста ушедшие в море. Без жен, без детей, без стариков — хранителей традиций. Славяне — напротив, оседлый народ со своими устоями и культурой. Викинги приживаются, женятся на местных женщинах, у них рождаются дети, которых также воспитывают местные женщины, и постепенно все больше вливаются в местный этнос. Однако же, они привносят множество элементов ремесла (особенно в том, что касается производства военного снаряжения, оружия, методов обработки металла, создания украшений, ну и конечно судостроения). Происходит симбиоз культур.

 

То есть здесь мы оказываемся в важной точке для понимания начала цепи — варяги не берутся из ниоткуда. Их не зовут зачем-то с бухты-барахты из неизвестных далей. Напротив — они в ходе логических исторических процессов уже давно живут на этой земле.

 

Вопрос о том, зачем славянам плыть куда-то за варягами, которых в соседней Ладоге целый батальон — остается открытым. Но на мой взгляд не очень-то и важным, важные моменты я обозначила выше.

 

Следующий весомый пазл мозаики — это Рюрик.

 

Был он или не был — это еще один вопрос ответ, на который мы не получим. Но это и неважно. Был вождь. Приплыл он из далека или уже тут жил, позвали его или он сам пришел, важен лишь факт его наличия. И даже имя его не так уж и важно. Летописи сохранили имя Рюрик и другого у нас нет.

 

То есть что мы имеем в итоге:

 

Есть группа славянских городов, которые бурно развиваются в процессе торговли, богатеют и нуждаются в защите от набегов со стороны варваров.

 

Есть варяги, у которых имеются крепкие мышцы, для того чтобы обеспечить перевоз грузов и защиту от недоброжелателей.

 

И есть некий харизматичный и амбициозный вождь, который пожелал встать во главе этого всего.

 

Это три составляющие, которые мы можем считать истинными и которых вполне достаточно, для того, чтобы понять, как российское государство началось.

 

А еще необходимо запомнить самое важное — славяне не были неграмотными варварами, ведущими полузверинный образ жизни, которых спасло от поедания грязи с земли, появление чудесного иноземного вождя, как это часто хотят преподнести и успешно преподносят в различных источниках. Нет. Славяне были интенсивно развивающимися племенами с достаточно высоким для того времени уровнем бытовой культуры, таким количеством городищ, что это поражало современников своим масштабом, со своими обычаями, верованиями и устоями. И это и есть главная составляющая будущего государства — народ со своим культурным кодом, передаваемым из поколения в поколение. Это и есть Русь.