Найти в Дзене
Сокол-корабль

Саур и его сын. Русская былина с восточными корнями?

Эпос, как произведение народного творчества редко превращается в бродячий сюжет. Как правило эпический сюжет может стать частью другой культуры, только если народ-носитель становится частью другого, более крупного или активного народа.
Так, например эпические сюжеты кельтов о короле Артуре стали достоянием германских племен, что завладели туманным Альбионом во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Современные британцы одинаково сильно любят и сказания о короле Артуре и эпос о Беовульфе. Однако когда два народа просто живут друг с другом как мирные соседи они делятся между собой сюжетами сказок и легенд, но не эпосами. Так на русском севере в одной деревне могли жить карелы и русские, но руны и былины не смешались, так и не появилось сюжетов с общими мотивами.
Вяйнямёйнен никогда не сидел на пиру у князя Владимира, а русские богатыри не ходили в поход за чудесной мельницей. Однако, когда два народа смешиваются они могут создать что-то новое. Так появляются поздние былины, б

Эпос, как произведение народного творчества редко превращается в бродячий сюжет. Как правило эпический сюжет может стать частью другой культуры, только если народ-носитель становится частью другого, более крупного или активного народа.

Так, например эпические сюжеты кельтов о короле Артуре стали достоянием германских племен, что завладели туманным Альбионом во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Современные британцы одинаково сильно любят и сказания о короле Артуре и эпос о Беовульфе.

Саур и его сын. Иллюстрация создана нейросетью, поэтому кони такие странные.
Саур и его сын. Иллюстрация создана нейросетью, поэтому кони такие странные.

Однако когда два народа просто живут друг с другом как мирные соседи они делятся между собой сюжетами сказок и легенд, но не эпосами. Так на русском севере в одной деревне могли жить карелы и русские, но руны и былины не смешались, так и не появилось сюжетов с общими мотивами.

Вяйнямёйнен никогда не сидел на пиру у князя Владимира, а русские богатыри не ходили в поход за чудесной мельницей. Однако, когда два народа смешиваются они могут создать что-то новое. Так появляются поздние былины, былинные новообразования.

Одним из таких былинных новообразований считается былина о Рахте Рагнозерском. Он носит карельское имя и имеет черты северного охотника и рыбака, но он силен как русский богатырь и стремится в Москву, чтобы встать на защиту своей Родины.

Таким былинным новообразованием считается и былина про Саура Леванидовича и его сыне.

Эта былина известна всего в двух вариантах – один в сборнике Кирши Данилова, а другой был записан в Поволжье – в Симбирской губернии.

Мрачное Сорочинское царство.
Мрачное Сорочинское царство.

Поволжская былина

И во всем русском эпосе былина «
Саур и его сын» является самой восточной по своей сути.
Местом действия песни является Алыберское или Астраханское царство, который правит царь Саур Леванидович. Имя Саур – татарское, и используется до сих пор.

Однако, самими русскими сказителями по всей видимости главный герой воспринимается как русский, а его царство – как часть русской земли.

И не смотря на то, что былина считается поздним новообразованием, в ней прослеживается память о временах более древних, что были уже забыты былинами. Царь Саур Леванидович отправляется за синее море в «
дальнюю Орду, в Половецкую землю», либо он идет на три царства – Латынское, Литвинское и Сорочинское.

По своему сюжету былина близка к былинам о трех поездках Ильи Муромца, но имеет в себе несколько оригинальных и загадочных мотивов.

С собой в поход Саур взял с собой любимую жену – Елену Азвяковну, которая провожает его до третьего царства. Но дальше она не может идти с мужем, потому что беременна и Саур отправляет её домой и наказывает:

А только тебе Господь сына даст,
Вспои, вскорми и за мной его пошли.
А только тебе Господь дочерь даст,
Вспои, вскорми и замуж отдай,
А любимого зятя за мной пошли,
Дожидаться буду тут двенадцать лет.


Чтобы закончить этот поход Сауру нужен помощник и не важно, родиться ли у него сын или дочь.

И у Елены рождается сын – Константин Саурович (в варианте – Костентин Саулович). Как и все русские богатыри он растет не по дням, а по часам и уже к двенадцати годам входит в полную силу и отправляется на помощь отцу.

Богатырь просит благословения у своей матери.
Богатырь просит благословения у своей матери.

По дороге он совершает богатырские подвиги – разбивает на реке Смородине войско половецкого царя. А в Симбирском варианте былины, он неузнанным вступает в бой с собственным отцом. Этот мотив довольно распространен в русском эпосе, но возможно восточное происхождение былины позволяет соотнести его со схожим моментом из «Шахнаме», когда Зораб вступает в бой со своим отцом Рустемом.

А в варианте Кирши Данилова вместо боя с отцом идет загадочный момент связанный с городом Угличем. Его жители изображаются коварными и хитрыми людьми, которые обманом пленяют сына Саура:

А углицки мужики были лукавые,
Город углич крепко заперли,
И взбегали на стену белокаменну,
Сами они его обманывают:
«Поезжай ты под стену нашу белую,
А и нету у нас царя в Орде, короля в Литве,
Мы тебя поставим царем в Орду, королем в Литву!»


И как только Константин Саурович подъезжает под стену жители Углича с помощью крюков пленяют богатыря. Но через какое-то время в Углич прибывает сам Саур и наказывает лукавых мужиков. В обоих вариантах былина отец с сыном воссоединяются и так старина заканчивается.

Былина необычна. В ней причудливо соединились былинные архаичные сюжеты и восточные мотивы. Была ли эта былина создана в тот момент, когда русские стали смешиваться с другими народами Поволжья? Увы, доказать это или опровергнуть сейчас уже невозможно.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.