Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Детский альбом для раскрашивания "Бал" 1975 года как предмет искусства

"Вам барыня прислала сто рублей: что хотите, то купите, черное с белым не носите, да и нет не говорите - вы поедете на бал?"

Помните?

И мы отправляемся на исторический бал по страницам альбома для раскрашивания - и это не просто бал, а чудесное путешествие по эпохам!

Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1975г. Книга из коллекции автора
Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1975г. Книга из коллекции автора

Рисунки в альбоме принадлежат прекрасному художнику-графику Татьяне Борисовне Оболенской (1933 - 2000гг).

Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1974г. Книга из коллекции автора
Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1974г. Книга из коллекции автора

Как водится, известно о ней мало: дочь инженера. В годы войны была вывезена в эвакуацию, вернувшись, стала посещать кружок рисования в Доме пионеров и школьников Калининского района Ленинграда, где преподавала Е.В.Тихомирова. В 1947-53 гг. училась в Средней художественной школе при Академии художеств СССР, у Н.И.Андрецова, Г.И.Барабанщикова, И.И.Андреева. В 1954-60 гг. обучалась на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина АХ СССР (мастерская А.Ф.Пахомова, дипломная работа - серия литографий "Спорт", присвоена квалификация художника-графика). Диплом был защищен на "отлично".

Член Союза художников СССР (1962). Занималась вместе с мужем, художником Б.М. Стародубцевым, созданием диафильмов, книжной и журнальной графикой.

Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1974г. Книга из коллекции автора
Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1974г. Книга из коллекции автора

Вот и всё... Но даже по детской раскраске видно, как благородно-точна линия, как изящна пластика персонажей и слышится музыка, когда-то звучавшая среди камня замков и позолоты дворцов...

Итак, пусть распахнутся ворота замка (или страницы книжки) - мы въезжаем!

А если захотите увидеть, как танец выглядел в движении - смотрите видео. Я постаралась подобрать интересные реконструкторские съемки - непрофессиональные, но очень живые, ведь и в минувшие века эти танцы исполнялись непрофессионалами!

И начнем мы с бранля - был это танец простолюдинов, но века так с XVI вошел в аристократические учебники танцев. Были разновидности весёлые, а были торжественные и чин­ные basses danses — «ходячие танцы». Знать в основном танцевала последнюю разновидность - в дорогой тяжелой многослойной одежде не попрыгаешь! (Смотрите - каждый танец на рисунке для экономии расположен парными рисунками: первый - образцовый, второй - для раскрашивания, контурный).

А здесь можно посмотреть видео:

СД танец Бранль на шестерых.mp4

Этот вариант ближе к народному, кельтская разновидность - а шотландцы и ирландцы любили танцы энергичные!

Зато павана - плавная и неспешная:

Движения и фигуры бранля вошли в павану — церемонный и торжественный та­нец, популярный в XVI–XVII веках при дворах Италии, Франции и Испании. Возможно, что его название происходит от слова «павлин», на которого походили важно выступавшие танцоры.

Здесь не удержалась и добавила исполнение паваны профессионалами - на видео экзамен по историко-бытовому танцу (2019 г.). Московской государственной академии хореографии. Какие силуэты! Сколько достоинства! И посмотрите, как движутся девушки в платьях с треном (шлейфом)!

После плавной паваны танцоры нередко переходили к гальярде - этот танец был живой, веселый, с подскоками, сложными переступами - кстати, танцор на рисунке, кажется, исполняет па "лягание коровы" - в нем нога выносилась вбок.

Королева Англии Елизавета I признавалась, что гальярда - её любимый танец! Но и он - выходец из народной среды. Его самое раннее описание датируется 1529 годом.

Выступление ансамбля "Венто дель Темпо" на музыковедческом семинаре, посвященном старинным танцам, в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. Аккомпанирует ансамбль старинной музыки "Reditus".

Аллеманда - танец французский, но немецкого происхождения. Танцевали его с XVI века - и до XVIII. Только в XVI - XVII веке он был более плавным, а с XVIII оживился подскоками и особыми изящными движениями рук.

Смотрите, здесь танцуют как раз вариант аллеманды XVIII века, а на рисунке, видимо, более ранняя (Мастерская исторического танца Entrée Москва, 05.2022):

Исполняют не профессиональные танцоры, а увлеченные старинным танцем энтузиасты. Сами они часто шьют себе одежду, заказывают обувь, реконструируют прически... Но вернемся на бал!

Куранта - (франц. courante – бегущая, текущая) – старинный французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в странах Европы с начала XVI века. В старину он исполнялся парой танцоров. В классических барочных сюитах (Suites de Danses). Куранта обычно следовала за аллемандой с аккомпанементом в 3/4.

Куранта была любимым танцем Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал, как говорят, лучше, чем кто-либо. Движения куранты были настолько важны, что танцмейстеры настаивали на их изучении перед любым другим танцем.

Бурре — старинный французский оживленный танец, который изначально возник в Бискайской области Испании в 17 веке. Танец состоит из серии очень быстрых маленьких шагов, при которых ноги ставятся близко друг к другу, и похож на гавот.

И он тоже был когда-то народным - посмотрим теперь на реконструкцию народного танца (запись с какого-то фестиваля, смотреть можно с 30 секунды):

А это уже бальный вариант - парный танец, и от народного он ушел довольно далеко, впрочем, сохранив задор и живость:

Думается, кто-то уже начал притопывать в такт бурре!

А для усталых танцоров - менуэт! Он торжественный и очень красивый, рассчитан на зрителя. Вышел из бранля, но по пути сильно изменился, замедлился, и порой представлял череду поклонов, плие и изящных переходов, чередующихся картинными позами...

Танец требовал особой подготовки: «Менуэт признан всеми профессорами совершенством танцевального искусства, но сложность изучения его настоящей красоты испугала многих, желавших изучить его». Просуществовал с XVII по начало XIX века - пока его не сменил скандальный и неприличный, но быстро прижившийся вальс...

Вот парный менуэт в исполнении Санкт-Петербургского Клуба старинного танца - в интерьерах Меншиковского дворца:

Что же дальше? Гавот!

Живой и элегантный, этот танец требовал хорошей координации и знания фигур - и хотя он утратил стремительность кружения народного танца (да-да, и гавот выходец из французской провинции Овернь!) и приобрел некоторую жеманность, был он невероятно популярен на балах весь XVIII век!

Французский гавот твор студия антрэ

Что ж, усталым танцорам пора отдохнуть, да и читателям надо дать передышку! Вот такое у нас получилось путешествие по странам и эпохам - благодаря советской детской книжке-раскраске всего-то за 28 копеек! Зато издана она была полумиллионным тиражом - и у меня тоже была такая. Не детская ли память однажды привела меня в студию шотландских танцев? Были там и бранли, и аллеманды, случались и балы...

А я не могу не думать о том, какой колоссальный труд по изучению костюма и танца стоял за этими лёгкими и изящными, воздушными рисунками Татьяны Борисовны Оболенской!

А редактором книжки, кстати, был знаменитый художник Алексей Дмитриевич Рейпольский - наверняка вы видели его иллюстрации к "Золушке", "Спящей красавице", "Синей бороде" и другим сказкам...

Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1974г. Книга из коллекции автора
Бал. Альбом для раскрашивания. Художник Т.Б. Оболенская "Художник РСФСР", Ленинград, 1974г. Книга из коллекции автора

Так всё-таки - вы поедете на бал?))

С культурологическим приветом, в глубоком реверансе - как всегда, ваша Умная Эльза!

Сказки
3041 интересуется