"Вам барыня прислала сто рублей: что хотите, то купите, черное с белым не носите, да и нет не говорите - вы поедете на бал?"
Помните?
И мы отправляемся на исторический бал по страницам альбома для раскрашивания - и это не просто бал, а чудесное путешествие по эпохам!
Рисунки в альбоме принадлежат прекрасному художнику-графику Татьяне Борисовне Оболенской (1933 - 2000гг).
Как водится, известно о ней мало: дочь инженера. В годы войны была вывезена в эвакуацию, вернувшись, стала посещать кружок рисования в Доме пионеров и школьников Калининского района Ленинграда, где преподавала Е.В.Тихомирова. В 1947-53 гг. училась в Средней художественной школе при Академии художеств СССР, у Н.И.Андрецова, Г.И.Барабанщикова, И.И.Андреева. В 1954-60 гг. обучалась на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина АХ СССР (мастерская А.Ф.Пахомова, дипломная работа - серия литографий "Спорт", присвоена квалификация художника-графика). Диплом был защищен на "отлично".
Член Союза художников СССР (1962). Занималась вместе с мужем, художником Б.М. Стародубцевым, созданием диафильмов, книжной и журнальной графикой.
Вот и всё... Но даже по детской раскраске видно, как благородно-точна линия, как изящна пластика персонажей и слышится музыка, когда-то звучавшая среди камня замков и позолоты дворцов...
Итак, пусть распахнутся ворота замка (или страницы книжки) - мы въезжаем!
А если захотите увидеть, как танец выглядел в движении - смотрите видео. Я постаралась подобрать интересные реконструкторские съемки - непрофессиональные, но очень живые, ведь и в минувшие века эти танцы исполнялись непрофессионалами!
И начнем мы с бранля - был это танец простолюдинов, но века так с XVI вошел в аристократические учебники танцев. Были разновидности весёлые, а были торжественные и чинные basses danses — «ходячие танцы». Знать в основном танцевала последнюю разновидность - в дорогой тяжелой многослойной одежде не попрыгаешь! (Смотрите - каждый танец на рисунке для экономии расположен парными рисунками: первый - образцовый, второй - для раскрашивания, контурный).
А здесь можно посмотреть видео:
Этот вариант ближе к народному, кельтская разновидность - а шотландцы и ирландцы любили танцы энергичные!
Зато павана - плавная и неспешная:
Движения и фигуры бранля вошли в павану — церемонный и торжественный танец, популярный в XVI–XVII веках при дворах Италии, Франции и Испании. Возможно, что его название происходит от слова «павлин», на которого походили важно выступавшие танцоры.
Здесь не удержалась и добавила исполнение паваны профессионалами - на видео экзамен по историко-бытовому танцу (2019 г.). Московской государственной академии хореографии. Какие силуэты! Сколько достоинства! И посмотрите, как движутся девушки в платьях с треном (шлейфом)!
После плавной паваны танцоры нередко переходили к гальярде - этот танец был живой, веселый, с подскоками, сложными переступами - кстати, танцор на рисунке, кажется, исполняет па "лягание коровы" - в нем нога выносилась вбок.
Королева Англии Елизавета I признавалась, что гальярда - её любимый танец! Но и он - выходец из народной среды. Его самое раннее описание датируется 1529 годом.
Выступление ансамбля "Венто дель Темпо" на музыковедческом семинаре, посвященном старинным танцам, в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. Аккомпанирует ансамбль старинной музыки "Reditus".
Аллеманда - танец французский, но немецкого происхождения. Танцевали его с XVI века - и до XVIII. Только в XVI - XVII веке он был более плавным, а с XVIII оживился подскоками и особыми изящными движениями рук.
Смотрите, здесь танцуют как раз вариант аллеманды XVIII века, а на рисунке, видимо, более ранняя (Мастерская исторического танца Entrée Москва, 05.2022):
Исполняют не профессиональные танцоры, а увлеченные старинным танцем энтузиасты. Сами они часто шьют себе одежду, заказывают обувь, реконструируют прически... Но вернемся на бал!
Куранта - (франц. courante – бегущая, текущая) – старинный французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в странах Европы с начала XVI века. В старину он исполнялся парой танцоров. В классических барочных сюитах (Suites de Danses). Куранта обычно следовала за аллемандой с аккомпанементом в 3/4.
Куранта была любимым танцем Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал, как говорят, лучше, чем кто-либо. Движения куранты были настолько важны, что танцмейстеры настаивали на их изучении перед любым другим танцем.
Бурре — старинный французский оживленный танец, который изначально возник в Бискайской области Испании в 17 веке. Танец состоит из серии очень быстрых маленьких шагов, при которых ноги ставятся близко друг к другу, и похож на гавот.
И он тоже был когда-то народным - посмотрим теперь на реконструкцию народного танца (запись с какого-то фестиваля, смотреть можно с 30 секунды):
А это уже бальный вариант - парный танец, и от народного он ушел довольно далеко, впрочем, сохранив задор и живость:
Думается, кто-то уже начал притопывать в такт бурре!
А для усталых танцоров - менуэт! Он торжественный и очень красивый, рассчитан на зрителя. Вышел из бранля, но по пути сильно изменился, замедлился, и порой представлял череду поклонов, плие и изящных переходов, чередующихся картинными позами...
Танец требовал особой подготовки: «Менуэт признан всеми профессорами совершенством танцевального искусства, но сложность изучения его настоящей красоты испугала многих, желавших изучить его». Просуществовал с XVII по начало XIX века - пока его не сменил скандальный и неприличный, но быстро прижившийся вальс...
Вот парный менуэт в исполнении Санкт-Петербургского Клуба старинного танца - в интерьерах Меншиковского дворца:
Что же дальше? Гавот!
Живой и элегантный, этот танец требовал хорошей координации и знания фигур - и хотя он утратил стремительность кружения народного танца (да-да, и гавот выходец из французской провинции Овернь!) и приобрел некоторую жеманность, был он невероятно популярен на балах весь XVIII век!
Что ж, усталым танцорам пора отдохнуть, да и читателям надо дать передышку! Вот такое у нас получилось путешествие по странам и эпохам - благодаря советской детской книжке-раскраске всего-то за 28 копеек! Зато издана она была полумиллионным тиражом - и у меня тоже была такая. Не детская ли память однажды привела меня в студию шотландских танцев? Были там и бранли, и аллеманды, случались и балы...
А я не могу не думать о том, какой колоссальный труд по изучению костюма и танца стоял за этими лёгкими и изящными, воздушными рисунками Татьяны Борисовны Оболенской!
А редактором книжки, кстати, был знаменитый художник Алексей Дмитриевич Рейпольский - наверняка вы видели его иллюстрации к "Золушке", "Спящей красавице", "Синей бороде" и другим сказкам...
Так всё-таки - вы поедете на бал?))
С культурологическим приветом, в глубоком реверансе - как всегда, ваша Умная Эльза!