Найти тему

русский стиль X русская мода: очарование придворным костюмом в коллекции сестёр Рубан

Фото: Рекламаная кампания RUBAN весна-лето 2015 rubancouture.com
Фото: Рекламаная кампания RUBAN весна-лето 2015 rubancouture.com

Апологетом русского стиля в отечественной моде принято считать почившего Вячеслава Зайцева. Но будет большой ошибкой думать, что с его уходом русская тема в российской моде закончилась. Этот богатый и в то же время сложный культурный материал получает тонкое и нетривиальное звучание в работах других российских дизайнеров - как молодых, так и вполне состоявшихся. Увы, fashion-индустрия России редко оказывается в фокусе внимания больших медиа, из-за чего даже самые талантливые остаются "широко известны в узком кругу". В нашей рубрике "русский стиль Х русская мода" отправляемся на поиски нешаблонного видения русской темы в работах российских дизайнеров. Начнём с бренда RUBAN, чья коллекция сезона весна-лето 2015 была вдохновлена масштабной выставкой русского придворного костюма в Эрмитаже. (не забывайте листать карусель!)

Дочери Николая II.
Дочери Николая II.

Национальные стили крайне прихотливы в работе: нужен развитый художественный интеллект, чтобы вырваться из плена скучных клише и создать нечто оригинальное. Даже сильные интерпретации редко обходятся без предсказуемой культурной символики, что, конечно, отнюдь не плохо. Условно взятая тема кокошников остаётся богатейшим источником для вдохновения и исследования, но досадно, что русский стиль "увяз" только в них. И появление нетривиальных образов и символов, которые демонстрируют широту языка нашей культуры и его возможностей, ощущается как долгожданный глоток свежего воздуха. Это как раз случай Алисы и Юлии Рубан, основательниц и дизайнеров бренда RUBAN.

В 2015 году сёстры под впечатлением от выставки “При Дворе Российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа” создали весеннюю коллекцию с отсылками к жизни русского придворного общества, и в ней нет и намёка на стереотипные ходы или дословное воспроизведение увиденного.

"Основные идеи для новых образов дизайнеры черпают из женских туалетов XIX века, представляя ключевые элементы дамского гардероба этого периода в новом необычном свете. Так, в коллекции появляется корсетная шнуровка, перенесенная на подолы юбок, а также турнюры - вручную сделанные подъюбники, призванные создать дополнительные объем пышным юбкам. Завышенная талия, драпировки, многослойность = главные отличительные особенности сложного кроя, присущие легко узнаваемому почерку RUBAN".
Из пресс-релиза коллекции.

Консервативная публика может искренне возмутиться тому, что в своём видении темы дизайнеры ушли "слишком" далеко от аутентичных образов русских княжён и представли вольные и даже "фривольные" по меркам того времени трактовки. Но в этом и заключено, на наш взгляд, главное преимущетсво коллекции: сёстры Рубан не занимаются реконструкцией эпохи; исследуя русский стиль и культуру минувших столетий, они остаются предельно современными. В их коллекции русская тема получает актуальное звучание, рассчитанное не на барышень XIX века, а на наших современниц.

В то же время этой коллекции хватает выразительных приёмов и образности, чтобы оставаться не просто современной одеждой, а превратиться в историю. Акцент смещён с конкретных моделей на созданные дизайнерами образы эфемерных нимф, сотканных из воздушной органзы, лёгкого шёлка, нежного кашемира и цветочных аппликаций в светлой пастельной гамме. Молниеносно возникает и параллель со стилем модерн, прозванным искусствоведами эпохой женщин и цветов.

Это красивая метафора русских женщин-аристократок, чей образ состоял не только из глубоких сословных предрассудков и идеализированных представлений о княжнах и принцессах, но и их жизненного уклада - занятий благотворительностью, покровительства образовательным учреждениям, заботы об обездоленных, сиротах и раненых. И невозможно не упомянуть по такому поводу Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, которую называли "Белым ангелом Москвы".

Неслучайным был и выбор места показа коллекции: он прошёл в двусветном бальном зале дома Пашкова, одного из наиболее известных классицистических особняков, расположенного в самом сердце Москвы.

Показ RUBAN весна-лето 2015. Фото: Виктор Бойко.
Показ RUBAN весна-лето 2015. Фото: Виктор Бойко.
Показ RUBAN весна-лето 2015. Фото: Виктор Бойко.
Показ RUBAN весна-лето 2015. Фото: Виктор Бойко.

Юлии и Алисе бесспорно удалась коллекция, раскрывающая русский стиль в контексте новой эстетики и функциональности костюма. Свежее и современное звучание - то, чего так долго не хватало русскому стилю. Мы слишком часто стремимся поместить наше прошлое в герметичную музейную витрину, чтобы оградить от кажущегося губительным влияния извне. Любые попытки переложить его на современный лад вызывают недоверие и тревогу. Однако "консервированная" идея, насильно остановленная в своём развитии и не отвечающая духу времени, не может обрести хоть сколько-нибудь значительного влияния. Говоря об идеях русского костюма, чтобы помочь им перешагнуть границы музейных витрин, обществу стоит отбросить страхи и поддержать дизайнеров в их смелых и современных экспериментах.

Показ RUBAN весна-лето 2015. Фото: Виктор Бойко.
Показ RUBAN весна-лето 2015. Фото: Виктор Бойко.

Текст: Вера Радвила, куратор культурно-образовательного проекта о Надежде Петровне Ламановой и виртуального музея NLamanova.ru.

Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и декоративно-прикладного искусства в России?

Ставьте "нравится", подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:

NLamanova.ru

Vk.com/nplamanova

Ok.ru/group/53716297384094

Facebook.com/n.p.lamanova *

Instagram.com/nplamanova *

*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta