Найти в Дзене
Валерий Ростов

Music Rarities 105. Полностью инструментальная голландская прогрессивная джаз-рок-группа Finch.

группа Finch
группа Finch

Finch

Голландская прогрессивная рок-группа Finch образовалась в 1974 году в Гааге из распавшейся Q65, когда бывшая ритм-секция этой группы, состоящая из барабанщика Beer Klaasse и бас-гитариста Peter Vink, решили создать новый коллектив. И после многочисленных перестановок в составе и смены названия (поначалу они назвались Kjoe) на Finch (в переводе означает “зяблик”) они приступили к репетициям и созданием своего музыкального материала.

группа Finch
группа Finch

Первоначальный состав группы

Joop Van Nimwegen - electric & acoustic guitars
Cleem Determeijer - grand piano, honky tonk piano, Cei Carnaval electric piano, Hammond organ, Mellotron, Arp Pro-Soloist synth
Peter Vink - bass, bass pedals
Beer Klaasse - drums

В результате подобрался очень хороший коллектив с гитаристом виртуозом Joop Van Nimwegen и очень хорошим клавишником Cleem Determeijer владеющим разными видами клавишных инструментов, включая меллотрон. Группа сразу решила в своем репертуаре играть очень сложную музыку смешивая прогрессивный рок в духе Yes и экспериментально-импровизационный джаз-рок в духе Mahavishnu Orchestra и даже возможно Focus или Solution.

группа Finch
группа Finch

Коллектив пытался найти вокалиста, но у них не получалось, поэтому решено было играть только инструментальные партии, что дало им возможность полностью сосредоточиться на написании и оттачивании более сложного музыкального материла, не отвлекаясь на вокальные партии. Они репетировали в подвале небольшого магазина, а также в том числе молодежного центра где легально продавали легкие наркотики(в Голландии они разрешены). Группа осуществила несколько концертных выступлений, что привело к подписанию контракта с знаменитым лейблом EMI Negram, а также почти сразу в 1975 году был выпущен их дебютный альбом “Glory of the Inner Force”, который стал популярным, так как был очень высоко оценен музыкальной прессой и критиками, а копии были моментально распроданы по всему миру в количестве 20.000 штук.

альбом “Glory of the Inner Force” 1975 год.
альбом “Glory of the Inner Force” 1975 год.

Треклист

1. Register Magister (9:22)
2. Parodoxical Moods (10:43)
3. Pisces (9:29)
4. A Bridge To Alice (13:13)
Total time 42:47
Bonus tracks on 1994 remaster:
5. Colossus Part I (3:28)
6. Colossus Part II (3:36)

Состав группы

Joop Van Nimwegen - electric & acoustic guitars
Cleem Determeijer - grand piano, honky tonk piano, Cei Carnaval electric piano, Hammond organ, Mellotron, Arp Pro-Soloist synth
Peter Vink - bass, bass pedals
Beer Klaasse - drums

В результате получился великолепный альбом, который стал каноническим для многих любителей прогрессивного и симфонического джаз-рока, состоящий из четырех длинных очень быстрых, виртуозных, невероятно техничных, но при этом часто очень нежных, мелодичных, трогающих душу композиций. Причем при прослушивании исполняемой ими музыки совсем не ощущается отсутствие вокала, а наоборот композиционный музыкальный материал сложен так, что слушатель полностью увлечен виртуозностью каждого музыканта, их богатым полифоническим саундом, но он состоит не из вокального, а инструментального многоголосия. С самого первого трека ощущается та взрывная энергия хард- рокового звука совмещенного с разнообразными и сложным джазовыми импровизациями, а также неожиданными прогрессивными сменами ритма и мелодий.

группа Finch
группа Finch

Все четверо музыкантов очень профессионально владеют своими инструментами, их мастерство на высшем уровне, причем они не допускают ничего лишнего в импровизациях, сыгранность всего коллектива почти идеальная. Конечно на общем фоне выделяется работа гитариста Joop Van Nimwegen который своим мастерством и разнообразием напоминает сразу нескольких гитаристов, здесь можно услышать скоростную игру Steve Howe, разнообразие Jan Akkerman, и конечно джазовость John McLaughlin. Но нельзя сбрасывать со счетов вклад других музыкантов, так джаз-роковые импровизации на фортепиано клавишника Cleem Determeijer, явно вдохновленного кентерберийской сценой, его глубокие органные вспышки, нежные, журчащие почти оркестровые пассажи меллотрона не оставят никого равнодушными. Ритм-секция тоже просто потрясающая, их игра очень сбалансирована и аранжирована с точки зрения энергии и точности, ну и конечно очень хорошо совмещается с другими инструментами. Группа на фоне успешной продажи альбома отправились с концертными турами по всей стране, причем публика встречала их по-разному, но в основном с полной теплотой и радушием. Во время турне они также выступали с звездами прогрессивного рока, такими как Hawkwind и Camel. Ну а в 1976 году Finch созрела для выпуска своего нового альбома, который был выпущен в этом году под названием “Beyond Expression”.

альбом “Beyond Expression” 1976 год.
альбом “Beyond Expression” 1976 год.

Треклист

1. A Passion Condensed (20:05) :
- a) Part 1 (1:04)
- b) Part 2 (4:15)
- c) Part 3 (2:55)
- d) Part 4 (2:59)
- e) Part 5 (5:47)
- f) Part 6 (3:05)
2. Scars On The Ego (8:51) :
- a) Part 1 (2:21)
- b) Part 2 (6:30)
3. Beyond The Bizarre (14:24) :
- a) Part 1 (2:58)
- b) Part 2 (2:57)
- c) Part 3 (2:59)
- d) Part 4 (5:30)

Total time 43:20

Состав группы

Joop Van Nimwegen - electric & acoustic guitars
Cleem Determeijer - grand piano, Wurlitzer electric piano, Hammond organ, Mellotron, Arp Axxe & Solina String Ensemble synths
Peter Vink - bass, Moog bass pedals
Beer Klaasse - drums

Музыканты очень тщательно поработали над музыкальным материалом и в результате альбом стал еще более популярен чем дебютный, музыкальные критики и журналы отзывались о нем положительно, телерадиокомпания Veronica признала его “альбомом недели”, появились множественные приглашения совершить гастрольные туры, причем не только по Голландии, а в Японии они стали такими же популярными как многие другие известные прогрессивные группы. Продажи “Beyond Expression”, как и дебютника, были существенными, распродано моментально по всему миру 15.000 копий, причем даже в Австралии и Израиле. Сам альбом состоял из трех весьма продолжительных эпических композиций, в которых Finch продолжила тот инструментальный, виртуозный, скоростной симфо-прог-рок с элементами фьюжна, опираясь главным образом в музыке на разнообразные, виртуозные аранжировки, очень красивые и нежные мелодии, чередуя с драйвовыми, иногда очень скоростными импровизациями. Все композиции были сочинены Joop Van Nimwegen, который по факту являлся лидером группы, его гитарная работа вполне могла соперничать с многими известными гитаристами мира, но это не говорит о том, что это чисто гитарный музыкальный материал. В “Beyond Expression” конечно хорошо заметна роль бас-гитариста Peter Vink очень профессионально выполняющего свои ритмичные партии, и вместе с великолепным барабанщиком Beer Klaasse составляющие прекрасную, очень четко согласованную ритм-секцию. Ну и конечно нельзя не обратить внимание на клавишника Cleem Determeijer, который отлично справляется с разнообразными аналоговыми инструментами.

На фоне выросшей популярности Finch их концертные выступления проходили при полном аншлаге, причем на более известных площадках, так концерт в амстердамском Paradiso прошел с невероятно оглушительным успехом. Но этот пик в творческой биографии группы был омрачен неприятностями в связи с уходом музыкантов. Вначале ушел клавишник Cleem Determeijer так как не смог совмещать концертные выступления и учебу в Академии музыки, а на его место пришел клавишник, и флейтист Ad Wammes, к тому же старый друг гитариста Joop Van Nimwegen с ним он выступал в другой группе EX. Следом за клавишником ушел из-за музыкальных разногласий барабанщик Beer Klaasse, которого заменил Hans Bosboom. Новые участники Finch быстро влились в состав, им понадобилось меньше месяца для того, чтобы сыграться и возобновить гастрольные туры, а также приступить к записи третьего альбома, который по замыслу музыкантов должен быть похож на группу Genesis. В результате в 1977 году на лондонском лейбле Rockbudgh Records был выпущен еще один новый альбом “Galleons of Passion”.

альбом “Galleons of Passion” 1977 год.
альбом “Galleons of Passion” 1977 год.

Треклист

1. Unspoken Is The Word (7:52)
2. Remembering The Future (4:22)
3. As One (4:44)
4. With Love As The Motive (9:15) :
- Impulse
- Reaching
- Sinful Delight?
5. Reconciling (8:29)

Total Time: 34:42

Состав группы

Joop Van Nimwegen - guitar, cabasa
Ad Wammes - keyboards, flute
Peter Vink - bass, cowbell
Hans Bosboom - drums, percussion

Этот релиз не очень хорошо был воспринят прессой, критиками, да и слушателями, несмотря на то, что пластинка разошлась хоть и с трудом в количестве 11.000 копий. В итоге снизилось количество концертных туров и их посещаемость, так как поклонникам наоборот не понравилось их чрезмерное копирование Genesis и отход от своей идентичности и узнаваемости. Альбом может и слабее предыдущих двух по мнению критиков, в нем нет тех свойственных группе привлекательных элементов, композиции стали менее хаотичны, менее быстры, но все же в них сохранилась та очаровательная мелодичность, а также плавные переходы от симфонических хард-роковых мелодий к очень расслабленному джаз-року и фьюжну с примесью классических импровизаций. Причем запись и звучание альбома великолепные, музыканты профессиональны, поэтому лучше каждый сам выберет какой альбом ему нравится. К сожалению, в 1978 году группа была расформирована.