Найти тему
Bond Voyage

Подарок капитана (Из записок таможенного офицера)

С середины 80-х годов прошлого века я проходил службу в морской таможне южного приморского города, куда  получил  направление по окончании высшей мореходки. Поработал в отделе по борьбе с контрабандой, а потом перевели в оперативный отдел. Работа была интересной, каждый день общение с разными людьми, новые суда, прибывающие в наш порт из разных уголков земного шара. Неплохое знание английского языка, который нам в училище давали на высоком уровне, продолжительные плавпрактики, посещение загранпортов, помогали в моей повседневной службе.

В отделе нас было 15 человек, разных по возрасту, образованию и стажу работы. Начальник отдела отдела спокойный, выдержанный, грамотный, но была у него одна слабость - любовь к зелёному змию. Когда мы заступали в ночь, любил он усугубить и часа в 3-4 ночи собрать весь состав отдела в актовом зале и провести занятия с контрольным опросом! Меня это тяготило, так как прохладно относился к горячительным напиткам. А нашему начальнику казалось, что про его похождения докладывают начальству и кадровикам.

Было у него по молодости приключение. В конце рабочей смены очень плотно поужинал на морском вокзале на борту белоснежного круизного лайнера! Пришёл в себя уже в открытом море, пассажир стоял на Крымско-Кавказской линии и чётко следовал по расписанию. На следующий день оказался наш герой в Феодосии без денег и с больной головой. Прибыл на таможенный пост, позвонил в родную таможню, что по семейным обстоятельствам задерживается, и, заняв денег у крымских коллег, убыл вечерним автобусом домой. Годик ему эта история аукалась, а потом все успокоилось.

      В один из февральский дней к нам в порт прибыл красавец парусник "Седов".

Его поставили для погранично-таможенного оформления на Морской вокзал. Старшим таможенного наряда назначили меня. Сердце любого моряка, хотя и бывшего, трепещет от волнения, когда он ступает на палубу этого красавца. До этого я проходил все практики на современных танкерах, и все было на этом паруснике необычно и ново. Комиссия расположилась в кают-компании, начали оформлять судовые документы, а капитан пригласил к себе в каюту, где и поведал историю.

Парусник готовился к очередному рейсу для участия в международной парусной регате со 150 курсантами Мурманского мореходного училища на борту. Шли последние приготовления, завозились продукты и техническое снабжение. К капитану барка перед отходом пришли старые заслуженные капитаны и обратились с неожиданной просьбой. После тяжёлой и продолжительной болезни умер штатный капитан "Седова", который долгие годы водил его по всем морям и океана. В своём завещании он просил захоронить его в Бискайском заливе с борта своего любимого судна. Моряки - народ суеверный, особенно парусного флота, и есть много вещей, которых по их мнению нельзя делать на судне. Естественно, урну с прахом усопшего брать с собой в длительный и непростой рейс не хотелось, но последнюю  волю покойного необходимо было исполнить.

Тем более нынешний капитан славился своим храбрым нравом, недаром он перегонял барк из Риги в Мурманск, несмотря на категорические запреты правительства молодого прибалтийского государства. И действительно рейс не заладился: то в сильном тумане чуть не столкнулись с пассажирским паромом, то были частые поломки в машинном отделении, то сильные шторма выматывали душу. И ещё множество досадных недоразумений вызывало неясную тревогу. Наконец, судно достигло означенной точки в Бискайском заливе, легло в дрейф, построили на палубе всю команду, спустили шлюпку и развеяли по волнам прах покойного.

Исполнив все необходимые почести, достойные капитана, судно продолжал идти назначенный курсом. В Санкт - Петербург отправили радиограмму в адрес родных покойного с координатами и временем захоронения. С этого момента на барке родилась традиция: при прохождении этой точки в торжественной обстановке отдавать последние почести капитану.

Прошла неделя, погода улучшилась, подул лёгкий попутный ветерок и ничего не напоминало о тяжёлых штормовых неделях. Когда судно проходило мимо острова Сицилия, вперёдсмотрящий обнаружил в лучах восходящего солнца продолговатый плавающий предмет. Была сыграна судовая тревога, судно легло на циркуляцию и вернулось к плавающему контейнеру, который был со всеми мерами предосторожности поднят на борт и вскрыт. К удивлению всех он был набит большим количеством сигарет марки "Винстон" и "Мальборо", оказавшимися почти не подмоченными. Раздали сигареты всему экипажу и курсантам по несколько блоков, и ещё оставалось очень много.

Начали думать, откуда этот контейнер, и предположили, что это итальянские контрабандисты, перевозящие сигареты из Северной Африки, нелегально на быстроходном катере, убегая от карабинеров финансовой гвардии, избавились от вещественных доказательств, выбросили их в море. Но старые, убеленные сединами моряки, покачав головой, сказали, что это подарок капитана, похороненного в море согласно морским обычаям. Его душа достигла дна океана и отблагодарила свою команду.

Вот такую историю поведал нам капитан. Заявленные сигареты были опломбированы в кладовой судна, и по решению начальника таможни разрешены к вывозу за границу членами экипажа.

На убытие "Седов" был заказан на нашу смену, но мнительный начальник отдела на отход судна меня не пустил! Это стало последней каплей моего терпения, и я заявился в кадровый резерв таможни. Ровно через две недели меня назначили начальником пассажирского отдела.

К сожалению, больше я на борт легендарного барка в своей жизни не поднимался. В мае 2011 в нашем порту состоялась крупнейшая международнародная регата парусных судов.

-2

На прекрасные паруса я наблюдал из окон городской больницы, в которой находился отец моей жены. Операция прошла удачно, парусники ушли в другие порты и другие страны, а у меня оставалась надежда на выздоровление отца, но увы, через полгода его не стало.

Сейчас я на пенсии, а в кабинете у меня висит огромная фотография "Седова", подаренная капитаном судна.

-3

Хочу выразить благодарность Евгению Орлову выпускнику Мурманского ВИМУ за помощь в работе над рассказом.

А это я с дочкой.

-4

Игорь Соломонов. Редактировал Bond Voyage.

Другие рассказы автора читайте в подборке.

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

==========================

-5

Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" обращаться kornetmorskoj@gmail.com

В центре повествования  — офицер подводник  Дмитрий  Трешников, который волею судеб попал служить военным советником в Анголу, а далее окунулся в гущу невероятных событий на Африканском континенте.

==================================================