Найти тему

"Гнездо землеройки" - неплохой фильм ужасов

Испания, 1950-е. Агорафобия Монтсе не дает ей покинуть квартиру в Мадриде, и её единственной связью с реальностью является младшая сестра, на воспитание которой она потратила молодость. Но в один прекрасный день к ним заходит молодой сосед Карлос.

В первую очередь этот фильм о психическом расстройстве. И, несмотря на то, что в описании заявлена лишь агорафобия (расстройство психики, при котором героиня не может переступить порог собственной квартиры и выйти к людям), достаточно быстро мы видим признаки и более серьёзных душевных расстройств.

Вскоре перед героиней предстоит "призрак" (а точнее, галлюцинация) её умершего отца, которые её постоянно осуждает, критикует, говорит какой она должна быть и как должна себя вести.

На фоне такой мрачной и нелюдимой, а проще говоря, чокнутой, Монтсе, её младшая сестра выглядит лучиком света в тёмном царстве. Она заботится о старшей сестре, поддерживает её, и чувствует свою вину за смерть матери, которая умерла во время вторых родов.

Монтсе осуждает младшую сестру за неподобающее, на её взгляд, поведение, за общение с мужчиной. "Мужчинам нужно от нас только одно", - учит старшая младшую и применяет физические наказания вперемешку с религией. Уже в этот момент мы начинаем догадываться, что эта запуганная женщина не такая уж невинная овечка, а самая настоящая психопатка.

-2

Полностью состояние Монтсе выходит из-под контроля, когда на пороге её дома появляется мужчина, Карлос, упавший с лестницы и молящий о помощи. Актрисой Макареной Гомес очень точно показан внутренний конфликт "и хочется и колется". Девушка затаскивает мужчину со сломанной ногой, накладывает ему шину, а когда тот приходит в себя, уверяет, что доктор его уже осмотрел и предлагает ему "святую воду" (а точнее, воду с морфием, который в те времена достать было не просто, но вполне реально).

Казалось бы, действо должно развернуться вокруг любовного треугольника: две сестры сражаются за одного мужчину. Но треугольник остаётся фоном, когда главный акцент делается на развернувшееся психическое расстройство: участившиеся галлюцинации в виде осуждающего отца, отсутствие критики у Монтсе по отношению к состоянию Карлоса, которому явно становится всё хуже и хуже с каждым днём.

-3

Сама же главная героиня буквально расцветает на глазах! Она начинает обращать внимание на свою внешность, а главное - у неё появляется желание наконец-то обратиться за помощью к доктору, чтобы избавиться от агорафобии!

По телефону доктор консультирует Монтсе и даёт инструкцию, которая сегодня называется "пошаговым приближением" и является универсальным методом лечения агорафобии и на сегодняшний день. Он предлагает девушке начать с малого: открыть дверь и дотронуться до стены. А затем переступить порог квартиры и просто постоять.

Это задание даётся Монтсе нелегко, но она признаётся, что после этого чувствует себя значительно лучше.

-4

И, казалось бы, всё складывается наилучшим образом, если бы не Карлос, который уже и сам понимает, что что-то не так.

По-хорошему младшая сестра Монтсе должна была вызвать полицию или врача. Почему же она этого не делает?

А подобное мы часто можем наблюдать в токсичных абьюзивных семьях, когда один член семьи запуган и "разобран на части" настолько, что обратиться за помощью к посторонним для него просто не представляется возможным. Она лишь предупреждает Карлоса, что ему нужно как можно скорее уходить, но попытка уйти оборачивается катастрофой.

Когда Карлос отвергает Монтсе, рассказывая ей, что знает про её обман, это становится настоящей травмой для девушки. А что нужно для того, чтобы тот или иной психический процесс "запустился"? Верно - та самая психическая травма. И разбитое сердце - одно из самых частых причин манифестации.

Карлоса ищут, а Монтсе "убирает" все, кто встаёт у неё на пути, очень хорошо маскируя тела (и тут мы понимаем, как сильно прогрессирует проблема, ведь распилить человека на части и замаскировать его под манекен, а сломанную ногу возлюбленного пришить к кровати - здоровому и в голову такое не придёт!)

-5

Ну и в финале, конечно, сражение двух сестёр, в которой и раскрываются истинные причины всего, что происходит. Как уже зрители успели догадаться, отец вовсе не уходил на войну, не пропадал без вести. Но после смерти жены он начал видеть её в своей старшей дочери, соответственно, совершая с ней всё то, что обычно мужчины делают со своими жёнами.

Осуждать Монтсе за то, что отравила отца крысиным ядом, а потом спрятала его труп в старом заложенном камине не приходится. Не хватает в этот момент и понимания и сочувствия со стороны младшей сестры, что, в общем-то, вполне можно объяснить шоковым состоянием после увиденной коллекции свежих трупов.

Можно сказать, что в финале фильма - хэппи-энд. Карлос успешно выброшен на лестничную площадку. Психопатка уничтожена. А вот что будет с младшей сестрой - одному Богу известно. Но, учитывая генетический фактор и ужас увиденного, думаю, ничего хорошего...