Мне часто задают вопрос – трудно ли работать на площадке с детьми и животными?
Почему эти две группы смыслово объединяют в одну? Детей мы все любим, их никто обижать не собирается. А происходит это потому, что и те, и другие относятся к сложностям в производственном процессе. Они менее управляемы (а порой практически неуправляемы), чем профессиональные актеры. Дети в силу возраста, животные в силу вербальной нестыковки.
Флеш
Раньше, в советском кино, существовали специальные нормы по часам на работу с детьми и животными, и по количеству пленки, выделяемой на то, чтобы их снять. Соотношение 1:6 (то есть на детей давали больше в 6 раз, чем на профактеров).
Реальность
Сейчас времена другие, все стараются удешевить производство, поэтому эти нормы канули в прошлое. Есть смена, вот и снимай. Каждый приспосабливается, как может. Но особенно трудно, когда в смену попадают и дети, и животные. Двойная нагрузка. Тут уж приходится напрягаться по полной.
Опыт
Дети
У меня это происходит следующим образом. С детьми я всегда нахожу общий язык (у самого двое), практически в каждом моем фильме они играют. Я с ними не развожу сюсюканья, не пытаюсь понравится (типа стать клевым дядей), я с ними обсуждаю актерскую задачу серьезно, все досконально объясняю и показываю, а вот между сценами можно и пошутить. Дети необычайно ответственны, они, как губки, впитывают свои задачи, и я вижу в их наивных глазах серьезность ощущаемого момента. Для них съемки – это какой-то новый рубикон, который им предстоит преодолеть. (Правда, иногда приходится отбирать у них гаджеты, чтобы не отвлекались). Поэтому для меня дети – материал благодатный, ведь фильмы с их участием трогательны, их реакции, эмоции невероятно украшают кадры. Так что с детьми работать трудно, но интересно.
Животные
Я никакой не кинолог, и не страстный любитель собак, но… В дружной группе всегда найдется человек, который таковым является, он сразу включается, начинает дружить с собакой и мне становится легче. Приходится только объяснять задачу. Хорошо, когда с собакой приходит профессиональный кинолог, тогда проблемы отпадают, но зачастую собак приводят хозяева, которые специфику кино не понимают и только мешают на площадке. А их питомцы, вместо того, чтобы играть, все время норовят искать глазами своих хозяев и рваться к ним навстречу. Поэтому хозяев я с площадки прошу удалиться.
Воспоминание
В одном фильме у меня главный герой был фотограф, в сцене он шел по лесу и снимал природу. По пути ему попадалась лягушка, и он должен был сделать несколько хороших кадров. (Это в идеале).
Приехали в лес, реквизитор принес большую банку, наполненную лягушками. Посадили одну на пень, приготовились, запустили камеру… а она прыг в кусты. После десятка попыток и столько же утраченных лягушек, оператор и реквизитор не выдержали: какого хрена мы эту ерунду снимаем, столько времени потратили, и кто это все пишет? И я признался, что это мой сценарий, я его написал, но не думал, что будет так трудно. Успокоились, решаем, что делать. Из группы посыпались гениальные предложения – лапки двойным скотчем приклеить к пню и т.д. Но это как-то негуманно. Решили попробовать еще раз, и, о чудо, очередная лягушка высидела все кадры, все дубли и еще играла (реально, мне кажется ей было это интересно, она с любопытством смотрела на всех нас, и на актера с фотоаппаратом).
Сейчас
В фильме, который я недавно снял, оказался полный набор – маленькая девочка и большая собака. Девочку я взял на себя, а собаку – наша главная героиня, актриса Оля Михайлова. Она очень подружилась с собакой, и та по ее просьбе, выполняла свои задачи в сцене.
Так что любя творческую группу, я нахожу в них своих помощников. Если в коллективе царят дружба и согласие, то все трудности преодолимы.
Поэтому – кино, дружба, взаимовыручка наше все!!!
На фото кадры со съемочной площадки (подтверждающие сказанное мною выше).