Можно сразу вспомнить Нобеля с его динамитом или Оппенгеймера и Сахарова с их ядерными и термоядерными бомбами. Они открыто каялись в своих работах, но были далеко не единственными, кто молниеносно сделал наш мир хуже. Рассказываем о трёх привычных нам вещах, за создание которых их авторам было очень и очень стыдно.
Flappy bird
Помните эту незамысловатую игрушку? Касаешься экрана, приподнимаешь птичку или даешь ей снизиться. А всё для того, чтобы пролететь в щели в бесконечной череде торчащих снизу и сверху труб.
Создал её отнюдь не богатый на тот момент вьетнамский программист Донг Нгуен. Он разработал игру буквально за пару дней и загрузил её в магазины приложений без особых притязаний на успех. И сначала она и не была никому нужна, но примерно через полгода начался фурор.
Игру занесло на крупные тематические форумы и скачивания начали следовать сначала сотнями тысяч, затем миллионами. «Хлопающую птичку» полюбили на всех заселённых континентах, в неё играли сутками напролёт, забывая об учёбе, работе, да и жизни вообще.
На пике популярности приложение приносило создателю десятки тысяч долларов США в день. Он давно уже сменил прежнее скромное жилье на элитное и обустроил быт всей семьи. Но он видел, сколько часов проводят в его творении люди, а гневные письма родственников игроманов не добавляли ему энтузиазма.
В итоге Нгуен просто… удалил приложение отовсюду. Несмотря на обилие клонов популярность игры постепенно стихла и осталась в нашей памяти очередным феноменом.
Кстати, старые смартфоны с установленной Flappy bird сегодня стоят на аукционах довольно дорого — их покупают как предметы коллекционирования.
Торговые центры
Да, те самые кубические громадины, которые строили и продолжают строить на каждом пятачке земли в проходных местах, тоже кто-то изобрёл. Раньше в США в ходу были рынки и торговые улицы. И вот это-то в 1950х захотел изменить архитектор Виктор Груэн.
Причём намерения его были благими — он намеревался создать новый тип общественных пространств. Горожане могли бы приходить туда для посещения скульптурных парков и выставок, пользоваться образовательными и развлекательными услугами, включая театры и различные студии. Всё это должно было располагаться на открытом воздухе.
Но как всё вышло — мы, увы, знаем. В итоге бизнес, который должен был только поддерживать существование центров финансово, полностью ими завладел. Их начали строить компактными, втискивая ровно столько «культуры», сколько позволял остаточный принцип. Да ещё и превращая в настоящие лабиринты, заставляющие посетителей увидеть сотни и тысячи товаров по пути за буханкой хлеба.
«Я хотел бы раз и навсегда отказаться от отцовства. Я отказываюсь платить алименты на эти мерзкие разработки. Они разрушили наши города», — говорил Груэн незадолго до своей кончины.
«Отменить» такие колоссальные изменения невозможно. В 90х мы просто привыкли к стереотипу о толпах неприкаянных подростков, праздно болтающихся среди магазинов. А затем, в 2000х, ощутили это и на себе.
Офисные кабинки
Их называют по-разному: соты, будки, кубиклы (что, кстати, соответствует оригиналу), ячейки. Но если ваша карьера хоть в какой-то мере связана с офисной работой — вы их видели. Небольшие клетушки, куда влезает рабочий стол, компьютер, телефон, корзина для бумаг и иногда принтер. И забит ими огромный зал не на одну сотню, а то и тысячу м².
Кубиклы придумал в 1960х рядовой офисный сотрудник Роберт Пропст. И тоже с благими намерениями — ради комфортного и тихого личного пространства. Раньше сотрудников в крупных офисах было принято размещать за очень длинными столами, что создавало понятную суету, шум и невозможность нормально сконцентрироваться.
«Кубики» же должны были вмещать всё необходимое и ещё чуть больше. Ровно столько, сколько нужно на небольшой личный кабинет.
Руководство активно подхватило идею. А что? Дешёво и быстро в установке, поднимает производительность труда, проще компоновать отделы и контролировать наличие работников на местах. Только вот зачем это офисным людям столько личного пространства?
Именно последняя мысль и привела к появлению современных офисных «ульев». Они успешно распространились на все США, а затем попали и к нам. А сам Пропст даже успел назвать своё детище «монолитным безумием».
Правда, уже в 2010х российские компании заметили, что никакого особого прироста производительности такое размещение не приносит. И начали снова обращаться к концепции открытых пространств. То есть тем же кубиклам, но без перегородок.
А вам доводилось работать в кубиклах? Расскажите в комментариях о вашем самом неприятном офисе.