В 2001 году американский малозаметный истребитель F-35 стал победителем в конкурсе JSF (Joint Strike Fighter — единый ударный истребитель). Свой первый полёт новинка совершила в декабре 2006 года. На вооружение американских ВВС самолёт в версии F-35A был принят спустя почти десть лет.
В настоящий момент F-35 стал одним из самых дорогих самолётов за всю историю мировой авиации. С начала серийного производства машины в 2006 году произведено более 840 экземпляров самолёта данного типа в трёх модификациях. При этом суммарная стоимость всей программы F-35 уже перевалила отметку 50 миллиардов долларов.
Несмотря на дороговизну машины, американцы продолжают активно её активно навязывать своим союзникам как в НАТО, так и вне альянса. По всей видимости, дельцы из Вашингтона, проводя активный маркетинг своего самолёта по всему миру, руководствуются тем, что дорого – значит совершенно. Что не всегда является истиной.
При этом F-35, невзирая на довольно приличный "тираж", ещё весьма далёк от совершенства. За годы эксплуатации серийных самолётов данного типа выявлено свыше 800 существенных недостатков. И все они до сих пор не устранены. Об этом говорят достаточно долго и очень много как в США, так и за их пределами.
Но самое удивительное в том, что союзники США продолжают покупать этот самолёт. Дело в том, что политические инструменты воздействия на союзников Америки никто не отменял. Страны западного лагеря по-прежнему тратят миллиарды долларов на покупку дорогостоящих "игрушек" и их последующее техническое обслуживание. А потом кусают локти... Ярким примером является Южная Корея. Далеко небедная страна с высоким научно-техническим потенциалом и развитой военной промышленностью. Разрекламированные истребители F-35 разочаровали Южную Корею. Публикация на эту тему вышла на страницах издания EurAsian Times. В материале говорится о том, что приобретённые у США новейшие самолёты плохо летают.
Южнокорейские истребители-невидимки F-35, которые власти представляют как критически важный компонент в сдерживании угроз со стороны КНДР, испытывают весьма серьёзные проблемы с техническим обслуживанием.
4 октября 2022 года представитель правящей партии народной власти Шин Вон Сик обнародовал данные ВВС страны для демонстрации проблем, с которыми сталкивается военная авиация Южной Кореи при эксплуатации истребителей F-35.
Согласно этим данным, за последние 18 месяцев (по июнь включительно) было зафиксировано 234 случая, когда южнокорейские F-35 оказались неготовыми к выполнению боевых задач. В 62 случаях самолёты могли летать, но не могли выполнять определённые задачи. Ещё в 172 эпизодах новые истребители просто не могли подняться в воздух.
По словам законодателя, истребители пятого поколения в прошлом году выполняли боевые задачи в среднем только в течение 12 дней и всего лишь 11 дней в первом полугодии 2022 года. Для сравнения, за отчётные 18 месяцев старые истребители F-4E и F-5 ВВС Южной Кореи имели 26 и 28 случаев неисправностей соответственно.
Представители Южной Кореи жалуются на трудности с получением запчастей для F-35. Новые самолёты часто ломаются, а поставщики комплектующих для них не очень торопятся с выполнением заказов. И это не первая претензия к американским самолётам со стороны зарубежных покупателей.
Ещё в начале 2022 года выяснилось, что истребители F-35 ВВС Австралии проводят в воздухе значительно меньше времени, чем запланировано. Информация об этом вышла в публичную плоскость и стала предметом общенациональных дебатов о жизнеспособности Королевских ВВС Австралии.
Самое интересное, что заместитель начальника штаба ВВС США генерал-лейтенант Сэмюэл Клинтон Хиноте вынужден был признать, что из-за проблем с программным обеспечением самолёты F-35 часто выходят из строя, и их невозможно использовать в целом ряде миссий.
Что касается южнокорейских самолётов, то официальный Сеул ещё в 2014 году заказал и оплатил 40 истребителей данного типа. Сумма контракта составила 6,4 миллиарда долларов США. "Всего" по 160 миллионов за самолёт.
Первый F-35 южнокорейские военные получили в 2018 году. Последняя машина была получена в январе 2022 года, а уже в марте южнокорейские власти заявили, что все заказанные самолёты приняты в эксплуатацию. И тут такие интересные данные.
В результате получается довольно занимательная математика. Если условно считать, что 18 месяцев летали все 40 купленных самолётов, то F-35 имели в среднем по 13 поломок в месяц. А если разделить общее количество поломок на количество истребителей, то получается, что каждая расхваленная американская "невидимка" ломалась в среднем более пяти раз! И это абсолютно новые самолёты.
В общем, американцы продолжают зарабатывать деньги на своих наивных партнёрах. Не исключено, что именно по этой причине корейцы стали активно вести разработку собственных боевых самолётов. В частности, у Южной Кореи уже есть весьма неплохой учебно-боевой самолёт FA-50 разработанный и выпускающийся компанией Korea Aerospace Industries (KAI). Недавно поднялся в воздух многофункциональный истребитель KF-21 поколения 4++ собственной разработки. На подходе и палубная версия такого самолёта. Об этом стало известно, когда представители Южной Кореи вновь заговорили о постройке собственного авианосца. Сначала его хотели вооружить истребителями F-35B c укороченным взлётом и вертикальной посадкой. Теперь не хотят.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!