34,3K подписчиков

НЕ ГРЕШИ БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ С ТОБОЙ ЧЕГО ХУЖЕ

1K прочитали
«Покаяние есть вторая благодать и рождается в сердце от веры и страха Божия»
Преподобный Исаак Сирин

Говорят: «Не согрешишь – не покаешься».

«Покаяние есть вторая благодать и рождается в сердце от веры и страха Божия»
Преподобный Исаак Сирин

Говорят: «Не согрешишь – не покаешься». Дескать, грешить даже полезно, ведь без греха не будет покаяния. Соблудил, украл, обидел – ну что ж теперь? Главное, чтобы покаялся, а потом снова можно. И ходит такой человек от исповеди к исповеди, сожалеет, кается, а потом снова совершает одни и те же поступки и нет этому конца. Что же делать и как выйти из этого порочного круга греховности?
Есть такое древнегреческое слово ἡ μετάνοια (metanoia) – «покаяние», которое дословно переводится как «перемена ума». Именно это греческое слово и показывает нам, что в покаянии главное – такое изменение сознания, ума, которое полностью меняет человека и уже не позволяет ему оставаться прежним. Конечно, человек слаб и, к сожалению, может сорваться. Но если произошло настоящее покаяние, то даже при условии падения, такой человек способен подняться и идти дальше, не успокаивая себя мыслью: «ничего, побываю на исповеди и все пройдет как насморк».
Однако важно понимать, что подразумевается под переменой ума. Тут «ум» понимается не как способность человека рассуждать, рационально мыслить, а как вся его сущность, все духовные способности. Потому-то настоящее покаяние означает полную перемену человека – и поведение, и действия, и мысли, и отношение. По сути, меняется вся его жизнь.
Преподобный Софроний Сахаров говорил, что результат метанойи, будучи однажды инициированным, уже никуда не исчезает. «Человек получил благодать, когда этот опыт был преодолен, и он никогда не забывает о присутствии этой благодати. Даже если благодать от него ушла, он все равно стремится восполнить ее. Он стремится реализовать эту метанойю снова и снова. Поэтому метанойя не есть нечто законченное, это не рецепт для изменения опыта, для изменения человеческого сознания. Это некая программа, стратегия», – научает батюшка.
Иуда совершил все признаки покаяния: понял свой грех, признал и озвучил его. Однако настоящего покаяния не произошло, потому что он не нашел в себе сил просить о прощении у Бога и загладить совершенное предательство искупительными делами. Тогда как апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа, потом тысячекратно изгладил свой грех делами собственной жизни и мученической смертью.
Переливание из пустого в порожнее не приводит к метанойе и чаще всего лишь мощное внутреннее потрясение или внешние обстоятельства подталкивают человека на глубочайшую перемену ума. И потому Господь попускает человеку за грехи претерпеть тяготы, испытания и скорби, которые как спасительное лекарство исцелят его и подарят благодать покаяния. Так было и с евангельским расслабленным, который 38 лет лежал бездвижно в болезни, и Господь его исцелил. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», – говорит ему Спаситель.
Эти слова имеют для нас огромную важность. Они показывают нам, что люди подвергаются болезням и другим бедствиям за грехи, которые совершаются ими. Казалось бы, что же такого страшного сделал этот несчастный расслабленный, что он так пострадал? Мы не знаем, но это и не важно, потому что по слову святителя Николая Сербского «всякий нераскаянный грех рано или поздно принесет неизбежные страдания и муки».
Однако, когда Господь избавляет человека от беды, а тот снова возвращаемся к своим грехам, тогда придется ему претерпеть еще более тяжелые испытания, чем были предыдущие, попущенные для вразумления. И тут хочется удивиться: «А что же может быть хуже для человека, лежавшему парализованным 38 лет?». И святитель Игнатий Брянчанинов говорит так: «Что это за наказание, более тяжкое, нежели болезнь, державшая больного в течение целой жизни на одре, среди всех лишений? Не что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников».
Нам всем есть над чем задуматься, когда мы снова и снова отказываем своей душе в настоящем покаянии, снова и снова несем под епитрахиль одни и те же грехи, снова и снова утешаем себя мыслью, что Бог все простит по милости Своей. Да, Господь долготерпелив и многомилостив, но стоит ли нам самим испытывать Божие терпение и лишать свою душу столь сладкой, радостной благодати метанойи?
Автор: Виктория Колтыга