573 подписчика

Магическая книга из "Постучись в мою дверь": "Мадонна в меховом манто"

2,8K прочитали
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

В сериале "Постучись в мою дверь" очень много скрытых посылов и смыслов. Одни из самых тонких и волшебных - скрыты в двух книгах, что читают Серкан и Эда. Первая - знаменитый "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, вторая - турецкая классика, "Мадонна в меховом манто" Сабахаттина Али. Обе книги выбраны неслучайно, ведь каждая из них - очень личная история о поиске ответов на вопросы о смысле жизни и роли любви в ней. Герои фильма читают цитаты из книг, которые как нельзя лучше раскрывают их собственные мысли, они словно говорят словами героев этих книг, когда сами не решаются на откровения даже с самими собой.

Однако есть еще один, особый смысл в появлении книги "Мадонна в меховом манто" в этом сериале. Потому что она рассказывает альтернативный сценарий развития событий, если бы Серкан так и не вышел из своего панциря и продолжил бы жить, руководствуясь логикой, а не сердцем, упустив самого главного человека в своей жизни. Более того, есть подозрение, что эта книга - одна из любимых у режиссера Алтана Денмеза, поскольку она появляется еще в одном его сериале - "Дело чести", в котором один из главных героев также делает выбор, и в его случае он не в пользу любви, что тоже очень символично: книга в том фильме подсказывает, что у Йигита был шанс стать счастливым.

"Мадонна в меховом манто" - роман об антигерое, о неудовлетворенном, несовместимом со своим окружением человеке, превратившимся в типичного для Турции послевоенного периода "маленького человека". Однако центральной темой романа является любовь. Любовь, которая способна подарить жизни смысл, раскрасить ее в яркие цвета и сделать человека полноценным. Любовь, отказавшись от которой, человек обращает свою жизнь в череду серых бессмысленных дней, уничтожает самое "я", превращает существование в ничто.

Главный герой - Раиф Эфенди - с детства растет закрытым человеком, не проявляя интереса ни к кому из своих близких. Он живет в своем собственном царстве грез, не общаясь близко с друзьями и не влюбляясь. Однажды в его жизни наступает перемена, когда при посещении музея он замечает картину, на которой изображена девушка в меховом манто. Она настолько очаровывает его, что Раиф начинает приходить и сидеть перед картиной ежедневно. Эта картина - автопортрет Марии Пудер, немецкой художницы, с которой его впоследствии сведет судьба и подарит мгновения счастья и взаимной любви. Мария не будет похожей ни на кого, она полная противоположность Раифа, в ней считываются черты феминистки, мечтающей о независимости от мужчин, видящей в их поступках много ненавистного. Несмотря на противоположность характеров, их роднит любовь к искусству, богатый внутренний мир и равнодушие к внешнему. Вот только причина равнодушия абсолютно разная: в Раифе она от пассивного отношения к жизни, а в Марии - в ее реактивном безразличии, вызванном отторжением поступков окружающих людей и, прежде всего, мужчин. И действуя реактивно, она сама будет бежать от их счастья, но не сможет от него отказаться.

Эта красивая история любви трагична. Нерешительность, предубеждения, скрытые чувства и желания разведут героев, лишив их яркой и счастливой любви, превратив финал их истории в одиночество и пустоту.

Чтобы усилить эффект от происходящих событий, эмоций и переживаемых чувств, автор использует великолепные литературные техники:

  1. Классический ход с историей "в футляре":
    - есть каркасная история, идущая от анонимного рассказчика, происходящая в 1933 году в Анкаре, с которой книга начинается и которой заканчивается;
    - есть внутренняя история, идущая от лица главного героя - Раифа Эфенди, эмоциональная и яркая, возвращающая нас в период между 1918 и 1923 годами в Берлин;
    - есть точка пересечения, где две истории встречаются, когда рассказчик начинает читать письма Раифа.
    Эта структура подчеркивает замкнутость главного героя и ограниченность его жизни, ведь самая яркая ее часть находится посередине, во внутренней истории, словно улитка, спрятавшаяся в своем домике-ракушке. Подобную технику можно нередко встретить в классической литературе, причем не только турецкой, но и русской, влияние которой очень чувствуется у многих турецких авторов.
    Не зря Раифа Эфенди также сравнивают с Обломовым.
  2. Эмоциональный и красочный аспект повествования.
    Когда Раиф будет любить, весь мир вокруг окрасится в новые краски: появятся цвета, окружающие люди и места будут описаны в богатых эпитетах, а не серо, мрачно и грустно, как до этого.
  3. Тема конфликтов с внешним миром для отражения конфликта внутреннего. Поскольку этот роман не только о любви, но и о личности, автор покажет все грани конфликтов главного героя:
    - с его семьей в юности и старости - он останется непонятым, обманутым, нелюбимым, неуважаемым, что будет подпитывать его подавленность и отрешенность от всех и вся;
    - с его коллегами - обладая недюжинными талантами и способностями, он останется недооцененным и низко оплачиваемым сотрудником, которого не замечают и не уважают;
    - во всех конфликтах Раиф будет пассивным, а противостоящие ему силы - доминирующими и растущими, показанные для контраста.

Сабахаттин Али - большой мастер слова и психоанализа, виртуозно владеющий языком, глубоко разбирающий волнующие его вопросы и проблемы. А главные герои - собирательные образы как его самого, так и людей, с которыми свела его судьба.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Возвращаясь к сериалу "Постучись в мою дверь", повторюсь, что эта книга выбрана режиссером явно неспроста. Читая ее в самые острые моменты, Серкан и Эда размышляют не только о своих чувствах, но и о возможной перспективе их будущей жизни - с любовью или без нее. Образы Раифа Эфенди и Марии Пудер встают перед глазами и заставляют переосмыслить свои решения.

В самые сильные моменты фильма именно эта книга заставляет героев сомневаться в правильности своего выбора, показывая в очень ярких красках, какой может быть жизнь, если отказаться от своей любви и жить жизнью "маленького человека", как Раиф, или погибнуть, как Мария...

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки