Самым главным песнопением праздника Святой Троицы стала рядовая, казалось бы, стихира " Царю Небесный". Такое значение ей придал церковный народ. Так что теперь " Царю Небесный" предваряет вечерние и утренние молитвы и начало Богослужения. Думаю дело в том, что эта стихира содержит все учение Церкви о Святом Духе:
Дух Святой - Истинный Бог и в этой молитве Церковь называет ЕГО Царем Небесным, как обычно обращается к Отцу или Сыну. Вездесущий, Податель жизни - все это свойства исключительно Божии. Наконец, в этой небольшой молитве выражается ожидание пришествие Святого Духа, о котором говорил Христос:
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет". (Ин.14:16-17)
" Утешитель" - это личное имя Святого Духа, выражающее Его личностное свойство. Ведь Миссия Святого Духа - это совершение ( завершение) того, что начал Христос. То есть Пасха без Пятидесятницы не существует!
"Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, когда (Христос) был с ними? Потому что не была еще принесена жертва. Когда уже и грех был истреблен, и Апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, тогда надлежало прийти Тому, Кто укрепляет на подвиги. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы Апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовию. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием. Да будет с вами. Это значит, что и по смерти не отойдет" ( свт. Иоанн Златоуст).
Христос в беседе с учениками говорит о том, что умолит Отца послать Утешителя не потому, что это необходимо ( ведь Он и Отец - одно), а потому что разговор этот происходит накануне страданий, когда Его божественность была совсем не очевидна...
"А чтобы они, услышав об Утешителе, не предположили другого нового воплощения и не надеялись увидеть Его очами, Христос, отклоняя их от этого, говорит: Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. Он не так будет с вами, как Я, но будет обитать в самих душах ваших; это и значит: в вас будет. А называя Его Духом истины, Он тем указывает на образы, бывшие в Ветхом Завете. Да будет с вами. Что значит: да будет с вами? То же, что Он о Себе говорит: Аз с вами есмь (Мф. 28, 20). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет. Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. А разве другой кто, скажи мне, может видеть Его? Нет; Он говорит здесь о познании, почему и присовокупляет: ниже знает Его. Он обыкновенно зрением называет и точное познание. Так как зрение яснее других чувств, то им всегда и означает точное познание. А под миром Он разумеет здесь злых людей. Таким образом, Он утешает учеников тем, что даст им особенный дар. (Ин. 14, 18)".
Итак, Святой Дух незримо обитает в Церкви, животворит всё, Его благодатью и властью стои'т и не рассыпается мир. Святой Дух усвояет людям спасение, совершенное Христом на Кресте через Таинства Церкви. Поэтому заключительным прошением молитвы Святому Духу являются слова: "прииди и вселился в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже души наша".