Продолжим усугублять духовное восприятие легендарного фильма Станислава Говорухина. Для этого ниже будут размещены анонсы литературных занятий, касающиеся нужных нам тем с необходимыми добавлениями.
1. Былины, то есть ста́рины: быль или небылицы 10-ти веков в XXI веке
1) Кто придумал эпос, лирику, драму, врѣмя и место?
2) Античный герой – злодей: родичеубийца и богоборец, но его несёт к славе, самопожертвованию и гибели.
3) От золотого века до пластмассового мiра. Хилиазм.
4) Кровопролитие в античности, в Священной истории и в русском былинном эпосе.
5) Былина как жанр, которого никогда не было и вот опять. «От героев былых врѣмён…»
6) Старшие и младшие богатыри. Смена эпох. Каких? Преемственность.
7) Три богатыря как национальный герой. Место, родство, призвание. Израиль, Русь, Греция. Муромец и МУРовец.
8) Перевод и понимание слова «богатырь». Этимология и поэзия языка.
9) Города-мифы. Где центр мiра? Центр врѣмени? Центр истории?
10) Киев и Новгород в былинах. Москва и Одесса в эру милосердия.
11) Многобожие и единобожие. Язычество и христианство.
12) «Исцеление Ильи Муромца» как откровение и вдохновение.
13) «Илья и Соловей-разбойник», Жеглов-змееборец: путь русского героя.
2. Метафизика слова Древней Руси
1) Летопись как эсхатологический текст. Хронология. Новый год. Когда был конец света? Календарь как богословие.
2) Самое раннее произведение русской литературы – проповедь на Кириопасху. Закон и Благодать. Что дорого русскому сердцу? Правда Жеглова или закон Шарапова.
3) Житие как церковное предание и форма сохранения духовного понимания истории. Взгляд на "Место встречи изменить нельзя" с позиции вечности.
4) Воинская повесть как исповедальный и богословский текст. Молитвенное прошение на Литии об избавлении «от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения».
5) Покаяние, принятие участи, исполнение долга, усвоение урока (наказа).
6) «Повесть о разорении Рязани Батыем»: история перенесения чудотворного Корсунского образа святителя Николая Мирликийского. Маршрут от Херсонеса до Рязани.
7) «Чудо Георгия о змие». Разорение, узорочье, Рязань, резвецы, разъярился, резня. Топонимика. Жеглов сражается с трёхголовым древним змием.
8) Царь Батый и князья русские. Иерархическое устроение христианского государства.
9) Десятина. «Один <рязанец> бьется с тысячей, а два — со тьмою». 21 декабря. Духовная арифметика. Скольких "выползней поганых" давит в год Глеб Жеглов?
10) «Текла кровь христианская, как река полноводная, из-за грехов наших». В чём грех, вина? «Единую чашу смертную испили». Чаша как единство.
11) Давид и Голиаф. Кожемяка и печенежин. Евпатий Коловрат и Хостоврул. Пересвет и Челубей. Глеб Жеглов и Евгений Фокс. Богатыри, исполины. Агаряне измаильтяне.
12) Образ правителя как святого благоверного. Привлечение неверных к вере истинной.
3. «Слово о полку Игореве»: от тьмы затмений к трисолнечному свету
Повторяем давно известное:
1) Гениальный/посредственный текст XII века или посредственная/гениальная подделка времён Екатерины II?
2) Имя автора известно мистикам, но неизвестно учёным. Сколько имён у автора?
3) Кто читал "Слово о полку Игореве"? Или кто видел? Или кто видел тех, кто говорит, что читал "Слово..."?
4) Тёмные места, тьма затмений, тьма прочтений и интерпретаций.
5) Язычество vs христианство. Баттл.
6) Князь Игорь - оборотень, оживший покойник (но не зомби апокалипсиса?). Добавим ещё одно греческое слово - эсхатология (куда ж без этих греческих терминов?).
7) Не забыть придумать идею текста. Поход опергруппы Глеба Жеглова.
Ещё правильных вопросов:
1) Что общего между хоббитом (Бильбо? Фродо? Сэм?) и князем Игорем?
2) Игорь-Георгий выступает в поход 23 апреля (ст.ст.) в Юрьев день на Светлой седмице на третий день по Пасхе (Воскресению Христову), Христос – Солнце Истины. «Светлое и тресветлое солнце», к которому обращается Ярославна, и «…с Тобою, Христе мой, светом трисолнечным, просвещающим мир» из молитвы Симеона Нового Богослова в «Последовании ко святому причащению».
3) Старая добрая традиция приносить девушек в жертву змию («Чудо Георгия о змие» и «Ярославна на Дунае…»). Как спаслась Варя Синичкина?
4) Миф об уничтожении лишних солнц.
5) Мысью по мировому древу. Рисуем схемки. Мысль есть мысь и ветер… в голове.
6) (С)мутные сны русской литературы. Видения князя Святослава, апостола Андрея и Володи Шарапова. Есть ли крест в «Слове…»?
7) Медный всадник сам себе апостол и даже бог. Не без женщины и змия. А кто приносится в жертву?
8) Каноэ в Древней Руси. Немецкая самоходка "Фердинанд" в Советской России. Транспорт на тот свет.