Найти тему
Танки АМ

Харьковский Т-80У

В Техническом Центре Парка "Патриот" экспонируется основной танк Т-80У (" Объект 219АС") , изготовленный на Харьковском Заводе Транспортного Машиностроения им. Малышева, предположительно, в мае 1985 года. Танк принят на вооружение Советской Армии 27 ноября 1984 года. Разрабатывался со второй половины 70-х гг в рамках ОКР "Совершенствование " и "Ольха". Головной разработчик-КБ-3 Ленинградского Кировского Завода (Гл. конструктор Н.С. Попов). Однако, из за большой загруженности последнего, в том числе работами по доводке нового ГТД ВТДТ-1000Т мощностью 1200 л.с. , к работам по танку было подключено ХКБМ им. А. А. Морозова, которое отвечало, в частности, за боевое отделение танка. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, производство Т-80 должно было осуществляться не только на Кировском Заводе в Ленинграде и Омском Заводе "Трансмаш"(ОЗТМ) , но и на Харьковском Заводе им. Малышева. По этой причине в Харькове, в начале 80-х развернули работы по переходу производства с Т-64 на Т-80. Для этого требовался значительный объем капитального строительства, связанный с необходимостью внедрения дополнительных производственных мощностей , включая цеха по сборке газотурбинных двигателей. Танк лоббировали , в частности, Министр Обороны СССР Д.Ф. Устинов и 1-й секретарь Ленинградского Обкома Г.В. Романов. Соответственно, в 1983 году в Харькове была собрана установочная партия из 10 машин, а в конце 1984- начале 1985 начался выпуск серийных танков. Именно в такой конфигурации нужно рассматривать Т-80У , когда говорится , что он был принят на вооружение в 1984...1985 году. Хорошо известный облик машины соответствует уже началу 90-х , такой вариант серийно выпускался на ОЗТМ.

-2

Данная машина , судя по всему прошла необходимый объем испытаний на полигоне 38 НИИ , после чего , предположительно, в начале 90-х годов, попал в Музей. На тот период танк был в полностью комплектном состоянии.

В 1984-85гг в Харькове было собрано 35 танков. Однако , в связи со смертью Д.Ф.Устинова, сменой политического руководства СССР и, соответственно , отставкой Г.В.Романова, производство газотурбинных восьмидесяток в Харькове было свернуто. В новых условиях харьковчане сумели "протолкнуть" вариант танка с 1000-сильным двухтактным турбодизелем 6ТД ( "Объект 478Б";ОКР "Береза"), принятый на вооружение под обозначением Т-80УД. Производство Т-80У было возобновлено в 1989 году на Кировском Заводе. Однако, последний выпустил 50 машин, после чего прекратил производство военной техники в рамках конверсии. Танки этой партии были оснащены встроенной ДЗ "Контакт-V" , но при этом сохраняли ГТД-1000ТФ и не оснащались вспомогательной силовой установкой. И только в 1991 году производство Т-80У было развернуто на Омском Заводе Транспортного Машиностроения.

Омский Т-80У выпускался серийно с 1991 по 1996 год. Танк оснащен ГТД-1250 мощностью соответственно 1250 л.с.
Омский Т-80У выпускался серийно с 1991 по 1996 год. Танк оснащен ГТД-1250 мощностью соответственно 1250 л.с.

Что касается харьковских Т-80У, то они , судя по всему , в войска так и не попали, оказались в различных ведомственных НИИ , учебных центрах и т.д. В дальнейшем большинство танков было утилизировано. Эти печальные обстоятельства только добавляют уникальности танку, хранящемуся в Кубинке.

-10

Источники:

1. С.В. Устьянцев "Омский Завод Транспортного Машиностроения. Библиотека Танкпрома." "Уралвагонзавод", Екатеринбург, 2018.

2.С.Рощин; К.Мордвинцев; И. Бачурин; В .Зенкин "Основной боевой танк Т-80" Москва, ИД "Гончаръ" , 1993.

3.В.Березкин "Харьковские восьмидесятки". Москва, "Стратегия КМ", 2007.

4. Фото Андрея Моисеенкова / AGTF.ru