Найти в Дзене
Полемика Кринжа

О мире Арды как параллели к Библии

Сэр Джон Ричард Руэл Толкин - один из самых известных и значимых литераторов в истории человечества. Это подтверждается таким уникальным культурологическим явлением как "Толкиеновский Бум", выразившийся в резкой популяризации произведений профессора, коим был Толкин. Но в первую очередь необычайными темпами набирало популярность его самое крупное, многословное произведение "Властелин Колец". Такая популярность какого-либо произведения сама по себе есть явление прекрасное, однако как и всегда есть небольшое, но важное замечание. Популярность "Властелина колец" сыграла злую шутку над другим, куда более глубоким, произведением Д. Р. Р. Толкина - "Сильмариллионом". Многие, начав читать "Сильмариллион", так его никогда и не дочитывают. Предлогом служит, чаще всего "скучность" и запутанность этого произведения. Действительно, профессор, повествуя о истории Арды (мире Сильмариллиона, Хобита и Властелина Колец), не расписывает эпичные битвы и не рассказывает увлекательные истории. Но чем же то

Сэр Джон Ричард Руэл Толкин - один из самых известных и значимых литераторов в истории человечества. Это подтверждается таким уникальным культурологическим явлением как "Толкиеновский Бум", выразившийся в резкой популяризации произведений профессора, коим был Толкин. Но в первую очередь необычайными темпами набирало популярность его самое крупное, многословное произведение "Властелин Колец".

Сэр Джон Ричард Руэл Толкин
Сэр Джон Ричард Руэл Толкин

Такая популярность какого-либо произведения сама по себе есть явление прекрасное, однако как и всегда есть небольшое, но важное замечание. Популярность "Властелина колец" сыграла злую шутку над другим, куда более глубоким, произведением Д. Р. Р. Толкина - "Сильмариллионом".

Многие, начав читать "Сильмариллион", так его никогда и не дочитывают. Предлогом служит, чаще всего "скучность" и запутанность этого произведения. Действительно, профессор, повествуя о истории Арды (мире Сильмариллиона, Хобита и Властелина Колец), не расписывает эпичные битвы и не рассказывает увлекательные истории. Но чем же тогда наполнил сэр Толкин своё произведение?

Фан-арт Валинора
Фан-арт Валинора

Он наполнил его аллигориями своих идеи и взглядов на мир и аллюзиями на идеообразующие явления, в том числе - на Библию. Например начало первой части Сильмариллиона, Айнулиндале, звучит так: "В начале был Эру Единый", что безусловно является отсылкой на начало Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога,и Слово было Бог". Также похожа на начало Евангелия от Иоанна и песнь Айнуров - первородная песнь, образовавшая мир.

Всё произведение буквально пронизано одной весьма заметной аллюзией. В Сильмариллионе Моргот, сильнейший из Айнуров, как и Люцифер, решив, что он больше не обязан и не будет подчиняться Эру Илуватару (читай: "Богу") начинает свою песнь, и искушает часть Сотворённых на свою сторону.

Моргот(он же Мелькор)
Моргот(он же Мелькор)

Профессор поддерживает этот параллелизм своих произведений также и двойственностью мира Арды, его делением на мир телесный и мир духовный, что говорится, как это редко бывает, прямым текстом на страницах Властелина колец.

Апогеем же параллелизма Сильмариллиона и христианских догмат я считаю положение людей среди множества различных рас, населяющих Арду, ведь несмотря на мощь Валар и Майар или искусность эльфов, Арда предназначается лишь людям. Люди будучи самыми слабыми, как физически, в сравнении с гномами например, так и духовно, по крайней мере относительно эльфов, таких как Глорфиндел, Элронд или Галадриель, становятся в 3 эпохе главенствующими в Средиземьи. Это полностью копирует положение людей в христианских догматах: люди сотворены Богом, как вершина творения, что говориться в Бытии [1:26]. Хоть и не могут люди, как ангелы или валар творить чудеса и видеть мир духовный, но у людей есть свобода воли, что и возвышает их над остальными.

Такой параллелизм безусловно является исповедью, излиянием всех душевных взгядов профессора на мир. Можно сказать, что мир Арды, это единственный в своём роде художественный богословский труд.

Поэтому, наверное, и не обрёло популярности такое великое произведение сэра Толкина, как "Сильмариллион".