На прошлой неделе в литературном клубе издательства Эксмо, где я теперь состою, прошла встреча с известным автором Александрой Марининой.
Кто хоть немного читал мой блог, должен догадываться, что остросюжетная литература не совсем моя тема, и все же не могу сказать, что мне было неинтересно.
И первое, чем мне показался близким ее подход, – это принцип читабельности и доходчивости. На встрече не один раз встал вопрос о работе с каноном жанровой литературы. Гостья настаивала на том, что он для нее далеко не первичен. Первичны мировоззренческие соображения, кои нуждаются в неком оформлении, например, оформлении в каноне детектива.
Это было очень близко и понятно, и напомнило мои старые соображения, которые я решила здесь изложить, так как мой небольшой опыт в клубе позволяет заподозрить, что они могут оказаться полезными другим авторам и небезынтересными всем остальным.
Итак, почему именно так называемое «легкое чтиво» заставляет читателя серьезно обдумывать наши идеи, в то время как более прямые пути кажутся вялыми и невыразительными?
Хотя постойте... Вы, конечно, можете сказать, что всегда читаете очень серьезные книги, и никак иначе. Но, положа руку на сердце, кто из нас, устроившись на диванчике с чашечкой и «детективчиком» (фантастикой, мистикой, любовным романом), не открывал для себя что-то потрясающее, и не шел потом читать что-то более серьезное, чтобы разобраться в подробностях?
По-моему причин тут несколько. И одна из важнейших в том, что мы все уставшие люди, которым есть о чем подумать. И даже если в книге вдруг сокрыто решение наших насущных проблем, мы зачастую просто к нему не готовы от того, что зацикленное сознание попросту буксует, отказываясь соображать. В то время, как вещи, услышанные краем уха, циркулирует в уме, пока не попадают в нужною часть рассуждения, восполняя пробел в логической конструкции. Как говорится, большое видится на расстоянии.
Кроме того, хотелось порассуждать о принципах – о том, что заставляет читателя воспринимать литературу как легкую. Как ни странно (и многие об этом знают) это факторы удивления и испуга. Иногда это кажется нелогичным: вроде бы человек и так напряжен, а иногда даже напуган. Но таковы уж человеческие инстинкты – стресс заставляет тебя выбросить все из головы. Это не обязательно что-то плохое, просто нечто, требующее внимания здесь и сейчас. Таким образом, внимание читателя все время должно быть привязано к каким-то будоражащим событиям, большим и маленьким. А посему про себя я называю такую литературу «эвентовой».
Однако не стоит думать, что основная смысловая нагрузка приходиться на эти эвенты (события). Они в первую очередь отвлекающий маневр, мешающий читателю грызть себя по пустякам. Волнует же людей то, что с незапамятных времен интересовало любое живое существо на планете – окружающая обстановка. Именно это заставляет шерсть вставать дыбом, а уши подергиваться. Второе же объект внимания это, конечно, другой зверь. Инстинкт подсказывает в нем как возможного конкурента, так и объект для подражания.
И здесь проявляется вторая важная функция эвента, он как острый нож разрезает ситуацию, позволяя обнажить ее скрытые механизмы. А смотреть, как привычные вещи проявляют себя в необычной ситуации, особенно интересно. То, что казалось унылым и банально приевшимся, обретает таинственный отблеск и новую свежесть. Так что некоторое количество привычных вещей в подобной книге должно быть обязательно. Благодаря им, люди заново учатся любить свою повседневность и смотреть на нее с новых точек зрения.
На этом все. Напишите в комментариях, если вам будет интересно узнать мое мнение о других интересных встречах клуба.