Найти тему
Ваши Новости

В кровавом совке запрещали рокеров и не было секса? Вообще-то в Советском Союзе были настоящие панки – оттуда вышел и Петр Мамонов

То ли к выходу сериала «Король и Шут» (и максимальной монетизации «Яндексом»: продажа лимитированной колонки, выставка и проч.), то ли к дефициту действительно независимой и интересной музыки в стране, то ли просто к майско-июньским денькам вышла нетолстая и недешевая книга графика и куратора андеграундных выставок Миши Бастера «Типа панки. Опыты индивидуализма и неподчинения в СССР». Название, понятно, конъюнктурное. Хотя и разоблачительное. Ключевое «типа» уравновешивает распространенную байку о том, что русские панки – не путать с лимоновцами – кому-то там «противостояли», люто шатали режим и государство ощущало реальную угрозу от них. Возможно, в чопорной Британии и было так во времена Sex Pistols и Ramones, в России и СССР – точно нет. Ни «Король и Шут», ни «Звуки Му», ни даже «Гражданская оборона» к политике никакого отношения не имели, ничему никогда не угрожали и «протестными» не были.

Зато книга Бастера (как и сумбурные зарисовки Максима Семеляка о Егоре Летове «Значит, ураган») свидетельствует о другом – в Советском Союзе можно было проявлять оригинальность и реализовывать себя, если на это хватало творческого мышления. И ходить ровными колоннами, одеваясь в серое, чтоб не отсвечивать (как настаивает блогер с фамилией из четырех букв) и дружно пресмыкаться, никто не заставлял.

-2

Книга кишит штампами про «праздник непослушания», «суровые условия», «бесцветную повседневность», «культурный дефицит» – и даже из этого всего особенно интересно вычленять действительно важные и эпохальные переворотные моменты в советско-российской субкультуре.

Цитируем: «То был своеобразный панк-капитализм с рыночными отношениями в зачаточном состоянии: перепродажа винтажной одежды, производство музыкальной атрибутики, нелегальные концерты. К этой деятельности в конце 1980-х прибавилась более денежная: татуировки. К 1990-м тату-движение превратилось в сеть самодостаточных студий и стало частью международного. Так называемые нетрудовые доходы населения перестали волновать государство только в 1988 году, когда был принят закон о кооперации. Вслед за этим в стране признали существование безработных и отменили статью о тунеядстве».

Среди ублюдков шел артист – в кожаном плаще мертвый каджебист

Автор отмечает региональные отличия стиля советских панков: в Москве тяготели к ирокезам и недобритым вискам, латвийцы – к самопалу, литовцы – к бритым «пейсам». При этом визуально винтажный стиль первых в СССР панков представлял из себя забавный микс западной моды и… «партийных пОльт». В этом котле мешали все: куриные лапы, пионерские значки, пуговицы, шляпы, кургузые плащи, кепки-аэродромы и проч. На блошиных рынках выискивали элементы для «конструктора» одежды, который каждый неформал собирал сугубо индивидуально и без попугайства. Рукава от номенклатурного пиджака можно было оторвать или обрезать.

-3

Один из популярных луков Бастер хулигански (ух!) зовет стилем «мертвого разведчика», якобы потому что «жены чекистов» сносили на блошиные рынки ненужные (!) костюмы умерших мужей:«…Дикая комбинация милитари, актуальной моды и винтажа. Призраки прошлого, 1950-х и 1960-х годов, миксовались с субкультурной модой и фарцовочным шиком, под плащом могла оказаться кожаная „косуха“, а женский жакет Max Mara дополнялся балетной пачкой или кожаными мини-юбками на шнуровках, как из магазина фетишистской одежды. Иногда юбки радикально отвергались, и из пиджаков торчали шпильки ног в рваных чулках и грубых туристических ботах».

Вряд ли поймут того, кто учился в спецшколе

Вообще, панк-культура пришла на смену хиппи. Ко второй половине 70-х в Советском Союзе насчитывалось около трехсот «легальных» хиппи. Летом они устраивали лагеря в подмосковном поселке Солнечный, на латвийской реке Гауя, в литовском Казюкасе и эстонском Тарту.

Львовские хиппи основали коммуну «Святой Сад» с собственным правительством. Создание первой хипповской коммуны в Крыму было связано с именем московской художницы и выпускницы журфака МГУ Светланы Барабаш по прозвищу «Офелия», которая скрывалась на полуострове. Барабаш состояла в арт-группе «Волосы», стремилась стать теоретиком контркультуры и «организовывала общины творческих отщепенцев».

Что характерно – если начавшие развитие в то же время металлисты как правило выходили из пролетарской среды, то типа панки СССР были богемной публикой: бывшие хиппари или дети интеллигенции. Так что «поганая молодежь» и «дети улиц» – это тоже во многом творчески приукрашенная мифология.

Слово виноватого найдет

Еще одна отличительная черта любого русского субкультурного движения – литературоцентричность. Ну не может русский человек без слова. Так и у панков того времени существовал собственный сленг, иерархия и прозвища – в диапазоне от лекарственных препаратов (Циклодол, Пурген) до чувственных эпитетов (Одинокий, Мертвый, Активная).

-4

Речевые упражнения рождали интересные словосочетания («дыц и брык» – вырубить в драке наглухо), издевки над партийными лозунгами («труп облагораживает человека») и синтез макабрических стишков Олега Григорьева с городским фольклором.

Часть Sex Pistols в СССР

Можете себе представить, насколько жутко были закручены гайки в кровавом Совке, что в советском Таллине можно было попасть на концерт легенды реального, а не витринного панк-рока – лидера и мозга Sex Pistols Джонни Лайдона-Роттена (приехавшего с коллективом Public Image Ltd). Некоторые даже не поверили в правдоподобность этой новости – и не поехали на эстонский фестиваль. А зря.

-5

В 1987 году на сцене зала тяжелой атлетики в Измайлове финская рок-группа Sielun Velvet выступила совместно со «Звуками Му» и «Ва-Банком»; в 1988-м прошла серия концертов Next Stop Soviet, направленных на интеграцию творческих сообществ Европы и СССР.

К слову, Петр Мамонов со «Звуками Му» был одним из первых, кто заимствовал западный стиль музыкальных перфомансов на сцене (то, что потом стал эксплуатировать и Олег Гаркуша). После тему развил и русифицировал Сергей Курехин. Затем начали эпатировать аудиторию известные ныне коллективы: «Тупые» с будущим режиссером Авдотьей Смирновой на подтанцовке, «АукцЫон» с гей-балетом Владимира Веселкина и «Вежливый отказ». Эротические пляски на концертах панк-групп «Чудо-Юдо» и «НИИ Косметики» регулярно вызывали интерес милиции. Эти экивоки подхватила потом «Коррозия металла» небезызвестного Паука.

«И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина»

Что касается идеологии, то малоизученная субкультура поначалу пугала власти эстетической близостью с неофашизмом (бритые виски, кепки вермахта М43, челки и прочий «гитлерюгенд», особенно популярный в Ленинграде), но как только специальные люди чуть вникли, сразу же поняли: никакой политикой тут и близко не пахнет. Парни просто хотят поотрываться.

Самым страшным для государства элементом культуры советских панков были разве что безобидные перформансы с переворачиванием урн (кого этим теперь удивишь?!), громкий дворовый футбол банками, смелое позирование на фоне памятников Ленину, питье воды из луж.

Тут даже антисоветски настроенный автор вынужден констатировать – в конце 80-х панков никто не запрещал. И даже наоборот.

«Системе стало ясно, что объекты панковской ненависти – это советское мещанство, социальная несправедливость и бюрократия, а не главенствующая идеология. И тогда чудесным образом панк по команде сверху моментально превратился из объекта демонизации в чуть ли не самый модный тренд советского андеграунда. Образ панка-неформала стал усиленно эксплуатироваться в перестроечной прессе и кино. Взять хотя бы документальный киномимесис 1988 года «Перекресток рока», которым «облучали» советских граждан, все еще не понимавших, что в стране уже произошли грандиозные перемены. «Панк – это не страшно, но весело», – вот как их успокаивали телеэкраны в 1988 году».

Автор: Егор Шилов