Найти тему

Почему обезьяна превратилась в человека? 5 факторов, которые привели к росту мозга

Оглавление

Человек — самое интеллектуальное животное на нашей планете. Этим мы обязаны своему большому (относительно объемов тела) мозгу, размер которого на самом деле имеет значение. Как же нам удалось его «отрастить» и почему это не вышло у других представителей фауны? Виной всему банальное стечение обстоятельств.

Трудовая кисть, хорошее зрение и долгое детство

Прародителем приматов была неприметная зверюшка под названием пургаториус, жившая примерно 60-65 миллионов лет назад. Это было небольшое дневное, древесное животное, которое не столько лазало по деревьям, сколько прыгало с ветки на ветку. Оно было относительно социальным и производило на свет мало детенышей. Совокупность этих факторов положило начало формирования человека в том виде, в котором мы привыкли его видеть.

Так выглядел пургаториус.
Так выглядел пургаториус.

1. Привычка скакать с ветки на ветку требовала а) развитого зрения б) высокой скорости реакции и в) хорошей зрительной и тактильной чувствительности. Тонкая ветка не самая надежная опора, поэтому оказавшись на ней малыш пургаториус должен был быстро прыгать, а уже в полете рассчитывать куда он приземлиться и за что ему там хвататься. Чтобы совершить все эти действия и не убиться, требовалась значительная сообразительность. Ну а те, кому ее не хватило, таки убились и не размножились.

2. Чтобы хвататься за ветки нужна «качественная» кисть с пальцами. В дальнейшем длинные гибкие пальцы без когтей сослужили нам добрую службу, открыв путь к трудовой деятельности и манипуляциям с разными предметами. А именно использование орудий труда является одной из главных отличительных черт нашего вида. Моторная деятельность всесторонне развивает мозг, так как задействует разом несколько функций: зрительная память, координация движений, внимательность, воображение и т.д.

3. Питались наши предки в основном фруктами и насекомыми. Большинство других животных отыскивает такую еду с помощью обоняния. Но у первых приматов, как мы уже знаем, было хорошее зрение. Поэтому вскоре именно зрительное восприятие стало ведущим, а обоняние редуцировалось. За ненадобностью уменьшились и доли мозга, отвечающие за нюх. Они располагались в лобной части и их уменьшение привело к изменению формы черепа и смешению жевательной мускулатуры вперед. В затылочной части освободилось немного места для роста мозга.

Возможно, часть его пришлось употребить на развитие памяти, ведь древним приматам приходилось держать в голове карту довольно большой местности, где росли те самые фрукты.

-3

4. Фруктовый рацион оказался полезным еще и в том плане, что был довольно калорийным. Приматам не нужно весь день жевать траву, чтобы как-то насытиться, как это приходится делать травоядным. И не нужно иметь крепкие челюсти, разрывающие мясо и ломающие кости, как у хищников. Благодаря этому нашим предкам не нужны были массивные, тяжелые жевательные мышцы, которые сковывали бы черепную коробку и не позволяли мозгу расти.

Сильно позже, прямохождение позволило нашим уже более близким предкам уменьшить нагрузку на шейный отдел позвоночника и прирастить еще немного объема черепу.

5. Относительно высокая продолжительность жизни, небольшое количество детенышей и длинное детство, позволяло потомству наших предков перенимать опыт родителей и развивать мозг в течение жизни. Зверушки, которые живут по 3-4 года просто не имеют такой возможности. Всю свою энергию они тратят на выживание, созревание и размножение, так что на интеллектуальную деятельность там просто не остается времени.

Стечение всех вышеописанных обстоятельств вкупе с необходимостью как-то выживать в окружении более сильных и опасных видов, поставило нас на путь интеллектуализации. Конечно, далеко не из всех потомков пургаториуса вышли такие смышленые создания. Например, наши ближайшие родственники шимпанзе сейчас находятся примерно на уровне развития 2-х летнего ребенка и, вроде бы, пока не собираются расти дальше.

А у кого еще из животных была возможность стать интеллектуально одаренным видом?

У эволюции нет цели — только путь

Говоря об эволюции, люди часто представляют ее как некий «спланированный» процесс постоянного улучшения, который в теории ведет к какому-то идеальному результату. И, судя по высказываниям вроде «человек — венец природы», предполагается, что мы приблизились к этому результату ближе остальных. Но на деле это далеко не так.

В ходе эволюции виды не становятся лучше или хуже — они становятся лишь более приспособленными к условиям, в которых живут. Приспосабливаются по-разному (среди множества случайных мутаций может «выстрелить» несколько рабочих вариантов). Кто-то становится зубастым и клыкастым, кто-то ядовитым, а кто-то сообразительным.

«Человеческий интеллект — это просто причудливая специализация, как, скажем, трубка носа у муравьеда, например. Один из вариантов специализации в животном мире» (Станислав Дробышевский).

Специализация довольно удачная (учитывая количество населения), но не единственно правильная. Большинству живых существ большой мозг вообще особо не сдался. Если считать критерием успеха количество особей в популяции, то мы даже близко не стояли рядом, скажем, с саранчой. А если выживаемость, то тут никому не уступят тихоходки, которых не берет ни радиация, ни условия открытого космоса.

Тихоходка
Тихоходка

Тем не менее, если посмотреть на существующих животных, то можно выделить несколько классов и видов, которые могут пойти по пути интеллектуализации:

  1. Птицы. Среди этого класса много сообразительных видов (вороны, какаду). Но их тела приспособлены под полеты, а летать с тяжелой головой не получиться. Нелетающие птицы могли бы подхватить эстафету, но чаще всего живут в тех краях, где у них почти нет естественных врагов, а значит и необходимости много думать.
  2. Китообразные. Эти ребята вообще не ограничены в возможностях роста и могли бы иметь огромные мозги. Но у них а) плавники вместо рабочей кисти б) неплохие условия для расслабленной жизни. Отсутствие моторной деятельности делает мозг довольно однобоким.
  3. Медведи и еноты. Эти ребята похожи на приматов своим рационом, к тому же у енотов роскошная кисть, а медведи долгое время проводят со своими детенышами. Но и у тех и у других хорошо развито обоняние, а значит и большие обонятельные доли, которые занимают много места в черепной коробке. К тому же у медведей нет естественных врагов, а енотам когти мешают в полной мере пользоваться пальцами.

По словам палеоантрополога Станислава Дробышевского, ожидать неожиданного развития стоит скорее от какой-нибудь невзрачной землеройки:

«На земле вполне могут возникнуть и другие интеллектуальные виды, потому что если что-то случилось один раз, то может произойти и второй. Чаще всего какие-то новые причудливые формы возникают из самых примитивных и невнятных животных. Какие-нибудь насекомоядные или грызуны».