Человек — самое интеллектуальное животное на нашей планете. Этим мы обязаны своему большому (относительно объемов тела) мозгу, размер которого на самом деле имеет значение. Как же нам удалось его «отрастить» и почему это не вышло у других представителей фауны? Виной всему банальное стечение обстоятельств.
Трудовая кисть, хорошее зрение и долгое детство
Прародителем приматов была неприметная зверюшка под названием пургаториус, жившая примерно 60-65 миллионов лет назад. Это было небольшое дневное, древесное животное, которое не столько лазало по деревьям, сколько прыгало с ветки на ветку. Оно было относительно социальным и производило на свет мало детенышей. Совокупность этих факторов положило начало формирования человека в том виде, в котором мы привыкли его видеть.
1. Привычка скакать с ветки на ветку требовала а) развитого зрения б) высокой скорости реакции и в) хорошей зрительной и тактильной чувствительности. Тонкая ветка не самая надежная опора, поэтому оказавшись на ней малыш пургаториус должен был быстро прыгать, а уже в полете рассчитывать куда он приземлиться и за что ему там хвататься. Чтобы совершить все эти действия и не убиться, требовалась значительная сообразительность. Ну а те, кому ее не хватило, таки убились и не размножились.
2. Чтобы хвататься за ветки нужна «качественная» кисть с пальцами. В дальнейшем длинные гибкие пальцы без когтей сослужили нам добрую службу, открыв путь к трудовой деятельности и манипуляциям с разными предметами. А именно использование орудий труда является одной из главных отличительных черт нашего вида. Моторная деятельность всесторонне развивает мозг, так как задействует разом несколько функций: зрительная память, координация движений, внимательность, воображение и т.д.
3. Питались наши предки в основном фруктами и насекомыми. Большинство других животных отыскивает такую еду с помощью обоняния. Но у первых приматов, как мы уже знаем, было хорошее зрение. Поэтому вскоре именно зрительное восприятие стало ведущим, а обоняние редуцировалось. За ненадобностью уменьшились и доли мозга, отвечающие за нюх. Они располагались в лобной части и их уменьшение привело к изменению формы черепа и смешению жевательной мускулатуры вперед. В затылочной части освободилось немного места для роста мозга.
Возможно, часть его пришлось употребить на развитие памяти, ведь древним приматам приходилось держать в голове карту довольно большой местности, где росли те самые фрукты.
4. Фруктовый рацион оказался полезным еще и в том плане, что был довольно калорийным. Приматам не нужно весь день жевать траву, чтобы как-то насытиться, как это приходится делать травоядным. И не нужно иметь крепкие челюсти, разрывающие мясо и ломающие кости, как у хищников. Благодаря этому нашим предкам не нужны были массивные, тяжелые жевательные мышцы, которые сковывали бы черепную коробку и не позволяли мозгу расти.
Сильно позже, прямохождение позволило нашим уже более близким предкам уменьшить нагрузку на шейный отдел позвоночника и прирастить еще немного объема черепу.
5. Относительно высокая продолжительность жизни, небольшое количество детенышей и длинное детство, позволяло потомству наших предков перенимать опыт родителей и развивать мозг в течение жизни. Зверушки, которые живут по 3-4 года просто не имеют такой возможности. Всю свою энергию они тратят на выживание, созревание и размножение, так что на интеллектуальную деятельность там просто не остается времени.
Стечение всех вышеописанных обстоятельств вкупе с необходимостью как-то выживать в окружении более сильных и опасных видов, поставило нас на путь интеллектуализации. Конечно, далеко не из всех потомков пургаториуса вышли такие смышленые создания. Например, наши ближайшие родственники шимпанзе сейчас находятся примерно на уровне развития 2-х летнего ребенка и, вроде бы, пока не собираются расти дальше.
А у кого еще из животных была возможность стать интеллектуально одаренным видом?
У эволюции нет цели — только путь
Говоря об эволюции, люди часто представляют ее как некий «спланированный» процесс постоянного улучшения, который в теории ведет к какому-то идеальному результату. И, судя по высказываниям вроде «человек — венец природы», предполагается, что мы приблизились к этому результату ближе остальных. Но на деле это далеко не так.
В ходе эволюции виды не становятся лучше или хуже — они становятся лишь более приспособленными к условиям, в которых живут. Приспосабливаются по-разному (среди множества случайных мутаций может «выстрелить» несколько рабочих вариантов). Кто-то становится зубастым и клыкастым, кто-то ядовитым, а кто-то сообразительным.
«Человеческий интеллект — это просто причудливая специализация, как, скажем, трубка носа у муравьеда, например. Один из вариантов специализации в животном мире» (Станислав Дробышевский).
Специализация довольно удачная (учитывая количество населения), но не единственно правильная. Большинству живых существ большой мозг вообще особо не сдался. Если считать критерием успеха количество особей в популяции, то мы даже близко не стояли рядом, скажем, с саранчой. А если выживаемость, то тут никому не уступят тихоходки, которых не берет ни радиация, ни условия открытого космоса.
Тем не менее, если посмотреть на существующих животных, то можно выделить несколько классов и видов, которые могут пойти по пути интеллектуализации:
- Птицы. Среди этого класса много сообразительных видов (вороны, какаду). Но их тела приспособлены под полеты, а летать с тяжелой головой не получиться. Нелетающие птицы могли бы подхватить эстафету, но чаще всего живут в тех краях, где у них почти нет естественных врагов, а значит и необходимости много думать.
- Китообразные. Эти ребята вообще не ограничены в возможностях роста и могли бы иметь огромные мозги. Но у них а) плавники вместо рабочей кисти б) неплохие условия для расслабленной жизни. Отсутствие моторной деятельности делает мозг довольно однобоким.
- Медведи и еноты. Эти ребята похожи на приматов своим рационом, к тому же у енотов роскошная кисть, а медведи долгое время проводят со своими детенышами. Но и у тех и у других хорошо развито обоняние, а значит и большие обонятельные доли, которые занимают много места в черепной коробке. К тому же у медведей нет естественных врагов, а енотам когти мешают в полной мере пользоваться пальцами.
По словам палеоантрополога Станислава Дробышевского, ожидать неожиданного развития стоит скорее от какой-нибудь невзрачной землеройки:
«На земле вполне могут возникнуть и другие интеллектуальные виды, потому что если что-то случилось один раз, то может произойти и второй. Чаще всего какие-то новые причудливые формы возникают из самых примитивных и невнятных животных. Какие-нибудь насекомоядные или грызуны».