Когда говорят, что экономическое процветание Германии — результат политики Третьего рейха, что благополучие было построено на крови и костях его жертв, многие даже не понимают, о чем речь. Напечатанные единичные исследования не имеют должного резонанса, и общество продолжает жить в иллюзии, что нацисты и их приспешники были уничтожены в мае 1945-го.
Хотелось бы помочь некоторым избавиться от неведения. Огромное количество немецких компаний — от автомобилестроительных и банков до немецкого железнодорожного ведомства и торговых сетей — сделали свое состояние, способствуя укреплению и развитию Третьего рейха. Впоследствии они даже не были за это никак наказаны — просто, продолжив продолжили свой прирост в послевоенное время.
Пройдемся по фактам. Несколько лет назад Volkswagen Group поручила немецкому историку Хансу Моммзену изучить историю этапы становления компании. Как оказалось, во время Второй мировой войны завод «Фольксваген» был перепрофилирован для производства вооружения — на нем было задействовано около 20 000 подневольных рабочих, военнопленных и узников концлагерей.
Еще в 1997 году Deutsche Bank поручил комиссии компетентным историков исследователям проанализировать свою собственную историю во времена гитлеровской Германии. И вот результат: когда в 1938 году началась экспроприация еврейской собственности, ведущие представители банка без сопротивления поставили себя на службу национал-социалистам. К концу войны почти все активы еврейских заказчиков были переданы германскому рейху. Филиалы Deutsche Bank также предоставляли кредиты компаниям, участвовавшим в строительстве концлагеря Освенцим.
Деятельность Dresdner Bank в эпоху национал-социалистов также была изучена независимой комиссией историков. В ходе банковского кризиса 1931 года большая часть Dresdner Bank перешла во владение германского рейха. В последующие годы банк участвовал в экспроприации еврейских активов и имел тесные связи с СС. Dresdner Bank финансировал военные проекты и владел 26 процентами ведущей строительной компании того времени, которая выполняла многие строительные работы по заказу правительства — сюда же входило строительство крематориев. Dresdner Bank потратил 1,6 миллиона евро на изучение его своей истории, и десять историков исследователей занимались этим восемь лет. В отчете ученых говорится, что между нацистами и Dresdner Bank было более широкое сотрудничество, чем предполагалось ранее.
Депортация в концлагеря стала возможной только благодаря Reichsbahn, предшественнице Deutsche Bahn AG. «Рейхсбан» зарабатывал на массовых перевозках заключенных со всей Европы в лагеря смерти (компания получала получала по четыре пфеннига за километр). Основной железнодорожный оператор Deutsche Bahn AG организовал выставку «Поезд памяти» — этим он хочет почтить память детей из Германии и других европейских стран, депортированных в вагонах «Рейхсбана» во времена нацизма. Поезд курсирует по Германии с ноября, а концлагерь Освенцим является последней остановкой на маршруте.
Концерн BMW сознался в том, что на заводе во время войны использовался труд 30 тысяч подневольных неквалифицированных работников
Немецкое корпорация Degesch была одной из ведущих компаний в области борьбы с вредителями и производила отравляющий газ Циклон-Б для газовых камер концлагеря Освенцима. По словам историка Манфреда Поля, уровень смертности на предприятии был чрезвычайно высок: в период с 1943 по 1945 годы погибло не менее 25 000 подневольных рабочих.
Еврейская семья Вертхайм была до войны владельцами одной из крупнейших немецких групп универмагов, которые потом были экспроприированы национал-социалистами, а торговая группа «Карштадт» завладела их собственностью. В 2005 году административный суд Берлина постановил: новые собственники должны была выплатить 88 миллионов евро наследникам еврейской династии универмагов Wertheim. Судебный спор касался 40 объектов недвижимости в Восточной Германии и Берлине, стоимость которых оценивается в 500 миллионов евро.
Ну, и напоследок всем известный концерн «АГ Крупп». Производителю стали Krupp приход национал-социалистов к власти и проводимая ими политика вооружения были только на руку. Завод Krupp в Эссене называли «оружейной кузницей германского рейха», там производились танки и многое другое. В 1937 году руководитель компании Густав Крупп был назначен министром обороны. Во время Второй мировой войны Крупп использовал труд около 100 000 подневольных рабочих и узников концлагерей (людей брали в дополнение к обычным рабочим). Историк Лотар Галл изложил историю компании в своей книге «Крупп в ХХ веке». Как он утверждает, в эпоху Третьего рейха «после первоначальных колебаний Крупп полностью подчинился интересам государства и, следовательно, его новой войне».
Список далеко не полный, но этого достаточно, чтобы иметь представление о тесной связи немецкой промышленности, банковской сферы, сталелитейных заводов и прочих отраслей немецкого социума с национал-социализмом, что наводит на определенные размышления, если вы вдруг решили, что это явление было уничтожено в мае 1945 года.
Текст: Марина Румянцева
Фото: ussr-2.ru, из открытых источников