Найти тему

Как самостоятельно отрегулировать фары: инструкция

Процедуру по регулировке света фар за умеренную сумму могут выполнить специалисты в техническом центре. Однако справиться можно и самостоятельно. Объясняем, как отрегулировать фары в «домашних» условиях.

Причин, приводящих к сбою регулировок света фар, может быть несколько:

1. Замена лампы. Найти в магазине оригинальную лампочку, полностью аналогичную перегоревшей, бывает непросто. А изделие другого бренда наверняка будет светить несколько иначе. Из-за этого возможны отклонения и сбой изначальных настроек.

2. Последствия аварии или удара. В этом случае настройки фар сбиваются вследствие механического воздействия. Даже когда кажется, что столкновение было лёгким и обошлось без повреждений кузова, оно способно повлиять на направление светового луча.

3. Замена фары. При замене узла целиком, особенно при замене одной фары, следует обязательно отрегулировать световой пучок: заводские установки новой детали могут быть неподходящими.

4. Естественный износ. В процессе эксплуатации автомобиля фары и лампы подвергаются внешним воздействиям: вибрация, перепады температур, механические и химические воздействия. Ещё нить лампы со временем истончается, а стёкла фар мутнеют. В общем, не стоит удивляться, если световой пучок сильно подержанного автомобиля даже при отсутствии аварий требует настройки.

5. Нарушение центровки автомобиля от внешних воздействий. На деле это не одна, а целый комплекс причин сбоя светового пучка. Изменение жёсткости пружин и/или амортизаторов, ремонт подвески, замена шин или дисков (особенно при изменении диаметра) влияют на положение кузова относительно дороги, а с ним и фар.

Полезный совет для водителей-новичков: если ваши фары светят выше, чем должны, водители встречного транспорта по ночам часто будут мигать вам дальним. Это означает, что вы их слепите даже ближним светом.

Как проверить

В тёмное время суток нужно подъехать к любой вертикальной поверхности (стене, забору, воротам гаража) на расстояние не ближе 5 метров. Включить ближний свет, а потом оценить форму и симметрию световых пучков просто на глаз. Если высота, конфигурация и направление пучков света обеих фар совпадает, возможно, дополнительной регулировки не требуется.

Есть и более простой способ «черновой» проверки. Попросить человека среднего роста встать перед автомобилем с включённым «ближним» на расстоянии тех же 5 метров. Граница пучка света должна располагаться на уровне его колен.

Перед регулировкой света фар необходимо выяснить, где именно на фарах находятся регулировочные винты. Их расположение в зависимости от модели и марки машины может быть разным — у одних автомобилей доступ к ним находится снаружи, а в других нужно регулировать свет из-под капота. Ищите информацию в руководстве по эксплуатации.

Здесь важно не путать регулировочные винты на самих фарах под капотом с корректором наклона фар. Корректор предназначен для регулировки высоты светотеневой границы в соответствии с текущей загрузкой транспортного средства. Колёсико корректора, расположенное почти у всех современных автомобилей в салоне слева от рулевой колонки, как правило, вращается по шкале с обозначением от 0 до 3, где «ноль» — самое высокое положение светового пучка.

Итак, при подготовке машины к регулировке света фар убедитесь, что:

  • автомобиль полностью заправлен;
  • за рулём находится человек (можно заменить его аналогичным по весу грузом);
  • в багажнике нет груза (лёгкий, вроде щёток и тряпок, не в счёт);
  • шины имеют штатное давление;
  • ручной корректор фар в салоне если есть, установлен в положении «0»;
  • стёкла фар чистые и сухие.

Регулировка света фар своими руками требует наличия строго горизонтальной площадки и вертикальной стены без выступов. Кроме того, понадобятся скотч, мел или маркер для нанесения отметок и инструкция к автомобилю с настроечными параметрами оптики.

Винт для регулировки светового пучка по горизонтали на а/м Lada Largus
Винт для регулировки светового пучка по горизонтали на а/м Lada Largus

Как делается настройка

  • Найти горизонтальную площадку с расположенной рядом вертикальной стенкой, дождаться, когда на улице стемнеет.
  • Включить ближний свет и подъехать максимально близко к стенке.
  • На освещённой вертикальной поверхности делаются три основные отметки, две должны соответствовать лампам каждой фары, а третья — центру симметрии автомобиля.
  • Через каждую из трёх отмеченных на стене точек маркером или мелом провести вертикальную линию, а две крайние точки соединить горизонтальной линией.
  • Ещё одну прямую линию нужно провести чуть ниже горизонтальной прямой (в нашем примере на 50 мм, но в конкретных ситуациях эта величина может отличаться).
  • Отъехать от стены на 5 метров (это расстояние зависит от конкретной модели автомобиля, узнать его точное значение можно в инструкции по эксплуатации).
  • Теперь (а лучше это делать ещё засветло) нужно посмотреть под капотом (или в инструкции по эксплуатации) маркировку фары, где указывается величина отклонения светового луча относительно дорожного полотна в процентах (обычно это 1,0–1,3%).
-3
  • 1,0 процент отклонения на дистанции 5 метров — это те самые 50 мм, которые мы отступили от первой линии для проведения нижней черты, именно по этой второй (нижней) линии и должна проходить светотеневая граница пучка.
  • Если имеются отклонения, нужно воспользоваться настроечным винтом и правильно выставить вертикальное положение фар. Для удобства одну из них можно прикрывать светонепроницаемой защитой, пока регулируется другая.
  • Чтобы работать с регулировочными винтами, под рукой нужно иметь отвёртку либо соответствующий шестигранник, хотя у многих фар есть и удобные «барашки», позволяющие настраивать их руками.
  • Далее, для регулировки фар по горизонтали они снова поочерёдно закрываются, а световой пучок регулируется таким образом, чтобы его центр проходил по соответствующей вертикальной линии (при этом нижняя горизонтальная линия будет верхней световой границей, а наклонные отрезки должны начинаться в точках пересечения этой линии и боковых вертикальных).

Проверить регулировку и оценить результаты проведённых манипуляций можно по следующим критериям. Для ближнего света большая часть луча должна освещать примерно 60 метров дороги впереди. В целом световой поток должен ощутимо смещаться вправо, тогда как левая часть светового потока — захватывать встречную полосу лишь отчасти, не ослепляя водителей встречных автомобилей.

На фарах Ford Focus световой пучок регулируется с помощью шестигранников
На фарах Ford Focus световой пучок регулируется с помощью шестигранников

Нужна ли регулировка дальнего света

Настройка дальнего света, если она необходима и возможна (например, в машинах с 4 основными фарами), происходит аналогично регулировке ближнего света. Можно использовать ту же стену с нарисованными линиями (с поправкой на иное расположение центров ламп дальнего света), чтобы отцентровать световые пучки регулировочными винтами.

Пучок дальнего света должен идти практически параллельно дорожному полотну. Центр каждого луча при этом приходится на пересечение соответствующих вертикальных линий уже с верхней (!) горизонтальной линией. Точность здесь не так важна, поскольку дальний свет используют, когда нет встречных машин.

В том случае, когда ближний и дальний свет совмещены в одной фаре, достаточно провести настройку ближнего, а направление дальнего подстроится автоматически.

Как отрегулировать фары других типов

Лампы для автомобильных фар головного света, как и сама оптика, бывают различных типов. В нашей инструкции мы ориентировались на более массовые и бюджетные системы с галогеновыми лампочками.

Ксеноновые фары. Как правильно отрегулировать фары, если в них установлены более мощные ксеноновые лампы? Методика регулировки светового пучка вручную почти не отличается от изложенной выше.

Но «ксенон» ощутимо мощнее и гораздо сильнее слепит встречных водителей. Поэтому к регулировке фар с ксеноновыми лампами следует подходить максимально ответственно. Самое правильное — для регулировки света ксеноновых фар обратиться к специалистам на СТО, где есть специальный стенд для таких работ. Именно мастера при помощи этого оборудования смогут корректно выставить все световые границы. Самостоятельная настройка даже в самом лучшем случае даст только приблизительный результат.

Ещё для машин с ксеноновыми фарами обязательным атрибутом считается автокорректор фар. Это устройство, которое автоматически производит регулировку фар и направления света — в зависимости от загрузки автомобиля и даже профиля дороги. Вручную выставляется только основное, стартовое положение для него.

Светодиодные фары. Как настроить фары самостоятельно, если они светодиодные? Рекомендуем делать это на сервисе, потому что светодиоды порой дают ещё более интенсивный световой поток, чем галогеновые лампы. Хотя многие такие фары слабее ксеноновых. Но в целом требования к их настройке стандартны.

В светодиодных фарах каждый из элементов отвечает за свой сегмент светового пучка. Поэтому картина на стене будет примерно такой же, как у «галогена». Светодиоды регулируются как единое целое по той же методике, что и фары с лампами.

Противотуманные фары. Здесь всё проще. При настройке противотуманок стоит помнить, что они находятся ниже уровня головного света, а их световые лучи должны быть направлены строго параллельно дороге — не вверх и не в сторону. У таких фонарей, в отличие от прочих, как правило, имеется лишь одна регулировка — вертикальная.