В 1950-е годы в целях постепенного наращивания боевых возможностей атомных субмарин и стремясь «навесить» на них все большее число различных задач, командование ВМС США приняло решение осуществить в рамках программы «Migraine» («Мигрень»), предусматривавшей создание флота подводных лодок радиолокационного дозора (ПЛ РЛД), постройку атомной подводной лодки такого назначения (АПЛ РЛД).
Данную подлодку, обладавшую фактически неограниченной дальностью плавания, планировалось использовать на удаленных океанских и морских ТВД в качестве одного из ключевых элементов флотской системы ПВО и для координации действий авианосной авиации.
В декабре 1955 года был утвержден рабочий план применения авианосных сил ВМС, согласно которому на каждую из пяти авианосных ударных групп (АУГ) намечалось иметь по две дозорные субмарины – всего две дизель-электрические и восемь атомных ПЛ РЛД.
Однако в 1957 году ввиду стремительного роста стоимости разработки и постройки головной АПЛ РЛД их количество сократили до четырех. Плюс к тому новые атомоходы также планировалось использовать для наведения крылатых ракет «Регулус I» (Regulus I), обеспечения действий соединений амфибийных и противолодочных сил флота и даже в роли подводного буксира для спасения аварийных подлодок под арктическими льдами.
Дозорный «Тритон»
Новый атомоход получил имя «Тритон» (USS Triton, SSRN-586), став второй подлодкой и пятым кораблем в истории ВМС США, который был назван в честь греческого бога Тритона – вестника глубин, сына Посейдона и Амфитриты и отца тритонов.
На момент вступления в строй «Тритон» стал первой в ВМС США атомной подлодкой с двухреакторной главной энергоустановкой (ГЭУ), являлся самой крупной субмариной в истории флота, а также впервые имел трехъярусное расположение ряда отсеков и обладал в два раза большим запасом плавучести по сравнению с остальными американскими подводными атомоходами (запас плавучести 30%, количество балластных цистерн 22). Плюс к тому «Тритон» стал последней американской субмариной, имевшей двухвальную ГЭУ и кормовой торпедный отсек.
За «Тритоном» числился и еще один рекорд – это была самая дорогая подлодка, обошедшаяся бюджету в 109 млн долл. (порядка 1,2 млрд долл. в ценах на июнь 2023 года), не считая стоимости установленных на субмарине двух ядерных реакторов и топлива в их активных зонах.
Предэскизное проектирование «Тритона» было начато в 1954 году, а в октябре 1955 года в расходную часть бюджета МО США на 1956 финансовый год была включена строка о постройке «большой подводной лодки радиолокационного дозора» проекта 132 (SCB 132).
Закладка АПЛ состоялась 29 мая 1956 года на стапеле верфи Electric Boat Division в Гротоне, штат Коннектикут. Из-за огромной по тем временам длины «Тритона» – 136,4 м – субмарина в буквальном смысле вылезла за границы стапеля, вызвав затруднения при выполнении строительных работ. В итоге нижнюю часть носовой секции и кормовую секцию длиной 15 м собирали отдельно – их пристыковали к подлодке за несколько дней до ее спуска на воду. Собирали отдельно и верхнюю секцию рубки АПЛ.
«Тритон» был спущен на воду 19 августа 1958 года, «крестной матерью» корабля стала Луиза Уилл, супруга главы Командования военно-морских перевозок ВМС США вице-адмирала Джона Уилла, а главную речь произнес главнокомандующий ВС США на Атлантике, командующий Атлантического флота ВМС США и верховный главнокомандующий ОВС НАТО на Атлантике адмирал Джерольд Райт. В общей сложности на церемонии присутствовало более 35 тыс. человек – еще один рекорд.
8 февраля 1959 года в критическое состояние был выведен реактор №2, а 3 апреля – реактор №1. Однако затем на атомоходе произошли две аварии: 2 октября 1958 года - прорыв паропровода второго (кормового) реакторного отсека, а 7 апреля 1959 года во время испытания камбузного оборудования - пожар. Хорошо, что обошлось без жертв: в 1959 году во время аварии на наземном прототипе АЭУ, примененной на «Тритоне», четыре человека получили тяжелые ранения – один из них скончался. Впоследствии на подлодке случились еще минимум пять аварий, причем четыре из них – в 1960 году.
Заводские ходовые испытания «Тритона» были начаты 27 сентября 1959 года и в течение следующих пяти дней все важные системы и оборудование атомохода были тщательно испытаны под наблюдением Хаймана Риковера и кэптена Э. Смита, главного наблюдающего от Управления кораблестроения ВМС на верфи Electric Boat Division. На мерной линии «Тритон» развил надводный ход более 30 узлов.
20 октября 1959 года были начаты предварительные приемные испытания, проводившиеся под наблюдением контр-адмирала Фрэнсиса Дугласа Мак-Коркла из Комиссии по инспектированию и приемке кораблей, самолетов и береговых объектов ВМС США (Board of Inspection and Survey – INSURV). После трех суток испытаний комиссия дала разрешение на ввод АПЛ РЛД в боевой состав флота.
Особенности конструкции
«Тритон» являлся двухкорпусной подводной лодкой и по архитектурному типу был более близок к обычным «ныряющим» ДЭПЛ того времени. Носовая оконечность субмарины была заострена и имела незначительный развал, а сверху по всей длине прочного корпуса имелась развитая надстройка, высота которой достигала 2 метров.
Прочный корпус атомохода представлял собой сварную цилиндрическую конструкцию, изготовленную с применением судостроительной стали повышенной прочности, собранную из нескольких секций и разделенную прочными водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков. Наибольший внутренний диаметр прочного корпуса составлял 10,7 метра.
Легкий корпус охватывал прочный корпус на всем протяжении его нижней части и с бортов.
В пространстве между прочным и легким корпусами располагались все цистерны главного балласта суммарной емкостью около 1750 тонн, плюс дифферентные, уравнительные и заместительные цистерны.
АПЛ имела прочную боевую рубку (единственный случай для атомного подводного флота ВМС США того времени), которая была установлена над центральным постом и в конструктивном отношении представляла собой небольшой, расположенный горизонтально цилиндр, заключенный – вместе с выдвижными устройствами – в достаточно обширное легкое ограждение, характеризовавшееся обтекаемой формой. Длина ограждения боевой рубки и выдвижных устройств достигала 21 метра, ширина – 3,7 метра, а высота – 7,3 метра.
Носовые горизонтальные рули (НГР) – убирающиеся (убирались в прорези, выполненные в обшивке носовой части надстройки), кормовое оперение представлено кормовыми горизонтальными рулями (КГР) и вертикальным рулем полубалансирного типа, а гребные валы поддерживались при помощи кронштейнов.
Гребные винты – пятилопастные, из бронзового сплава.
В целом, как видно из приведенного выше описания, «Тритон» был отлично приспособлен для длительного плавания в надводном положении и практически являлся «ныряющей» субмариной, обладающей способностью к быстрому погружению с большим дифферентом на нос.
Данная конструкция была, вероятно, выбрана разработчиками в связи с основной специализацией атомохода – несение радиолокационного дозора, что, естественно, предполагало преимущественное нахождение субмарины в надводном положении и необходимость выполнения быстрого погружения в случае появления противолодочных кораблей или авиации противника во избежание попадания под их удар.
А что в отсеках?
АПЛ имела 9 отсеков, три из которых двумя платформами делились на три яруса. Отсеки располагались с носа в корму следующим образом.
Первый отсек – носовой торпедный: в нем располагались казенные части четырех торпедных аппаратов, стеллажи для запасных торпед, устройство быстрой погрузки торпед на корабль и устройство быстрого заряжания, а также оборудование корабельной гидроакустической станции (ГАС) и часть жилых помещений команды.
Второй отсек – жилой и аккумуляторный, двухъярусный: здесь на двух ярусах располагались жилые помещения команды – два кубрика общей вместимостью 95 человек. В распоряжении каждого моряка в кубриках имелись алюминиевая койка, матрац из губчатой резины, рундучок, индивидуальная вентиляция и лампа дневного света в изголовье койки.
Насчет последнего в своей книге «Вокруг света под водой» весьма интересно указывает командир атомохода кэптен Э.Л. Бич. По его словам, лампа нужна была для того «чтобы можно было читать лежа в постели»:
«Пусть забота об этом не покажется читателю неоправданной роскошью – она продиктована интересами дела. Представьте себе, что будет, если весь личный состав окажется на ногах (не считая специальных случаев – боевой тревоги или аварийных учений). Какая теснота будет на корабле! Поэтому, чем больше людей находится на своих койках, тем больше места для тех, кто должен выполнять в это время свою работу на корабле» (цитируется по русскому переводу – Э. Л. Бич. Вокруг света под водой. – М., Воениздат, 1965, с. 349-360).
Третий отсек – центральный пост: здесь располагался центральный пост атомохода, аппаратура установленных на подлодке радиолокационных средств (в варианте АПЛ РЛД), цифровые вычислительные машины (ЦВМ) и столовая команды. Непосредственно над центральным постом располагалась прочная боевая рубка. Переборки и подволок центрального поста были окрашены в мягкий светло-зеленый цвет.
«В этой части корпус «Тритона» разделен двумя палубами, поэтому центральный пост, находящийся выше других помещений, имеет арочную форму, - пишет кэптен Э. Л. Бич. – Подволоком здесь служит прочный корпус лодки, который подобно арке соединяет переборки правого и левого бортов; он покрыт двадцатипятимиллиметровым изоляционным пробковым слоем, наклеенным прямо на стальные листы обшивки.
Левую половину передней переборки полностью занимает пульт управления погружением и всплытием – большая серая металлическая панель, на которой смонтированы многочисленные приборы и инструменты. Здесь глубиномеры, репитер гирокомпаса, указатель скорости, машинные телеграфы, комбинированная приборная панель для рулевого носовых горизонтальных рулей и такая же для рулевого кормовых горизонтальных рулей, приборы управления автоматом курса и глубины. Перед пультом управления погружением и всплытием смонтированы два кресла, обтянутые красным пластиком. Перед каждым из них находится колонка штурвала авиационного типа, за которой пилот бомбардировщика почувствовал бы себя как дома.
В подводном положении центральный пост является одним из самых важных нервных центров корабля, но, когда подводная лодка находится на поверхности, здесь сравнительно спокойно. Кресла перед пультом управления погружением и всплытием не заняты; во время погружения два наблюдателя сойдут с мостика вниз и займут эти места. Вахтенный офицер спускается последним; он лично задраивает выходной люк на мостик и затем спускается по трапу, чтобы занять место вахтенного офицера у поста погружения и всплытия…
Центральный пост «Тритона» разделен как бы на две части. Его перископы и некоторые выдвижные радиолокационные мачты настолько длинны, что в нижнем положении проходят почти через весь корпус корабля до самого киля. Расположенные в середине отсека шахты перископов и радиолокационных мачт делят центральный пост на две части. Пост управления погружением и всплытием занимает большую часть левой стороны; приборы управления торпедной стрельбой и гидроакустическая рубка расположены с правого борта; здесь же оставлено свободное место для прохода в носовые и кормовые помещения корабля.
На левом борту в средней части отсека расположен пост управления приемом и продуванием балласта, который очень напоминает электронную счетно-вычислительную машину. Между ним и шахтой перископа едва остается место для размещения человека, обслуживающего этот пост. Приборная панель поста управления приемом и продуванием балласта усеяна многочисленными циферблатами и указателями. Под ними проходит линия переключателей, каждый из которых имеет различную форму. От главного старшины, в чьем заведовании находится этот пост, требуется умение различать каждый переключатель с закрытыми глазами.
Значительная часть приборной панели поста управления приемом и продуванием балласта занята системой сигнализации о положении забортных горловин, люков и отверстий, которая позволяет моментально определять, в каком положении – открытом или закрытом – находятся все важнейшие клапаны, люки и горловины корабля.
В прежние времена их положение обозначалось при помощи красных и зеленых лампочек, и обычно во время погружения главный старшина докладывал: «Панель зеленая». Однако во время войны было замечено, что ношение красных защитных очков для сохранения способности видеть в темноте не позволяет отличать красный цвет от зеленого. В новой системе все световые сигналы красного цвета: положению «открыто» соответствует круг, положению «закрыто» – узкий прямоугольник. И теперь вместо «панель зеленая» докладывается «панель прямая». С поста управления приемом и продуванием балласта производятся различные манипуляции при погружении и всплытии, продувание цистерн, открывание и закрывание клапанов вентиляции. Отсюда можно управлять заполнением различных цистерн, работой дифферентовочных насосов, а также гидравлическими системами и системами сжатого воздуха. Этот пост находится в ведении самого старшего из вахтенных рядовых и старшин в центральном посту и расположен таким образом, что старшины вахты могут управлять погружением и давать команды рулевым, в случае если вахтенный офицер, спускаясь с мостика, почему-либо замешкается.
В узком проходе за постом управления приемом и продуванием балласта с обеих сторон расположены приборы внутрикорабельной связи и различные панели электрооборудования. Еще дальше к корме, занимая весь левый угол центрального поста, находится штурманская рубка, которая, подобно всем остальным помещениям корабля, забита различной аппаратурой, большей частью радиолокационной. Переборки и дверь этой рубки защищены звукоизоляцией».
Четвертый отсек – жилой, трехъярусный: в двух верхних ярусах располагались шесть офицерских кают (на 17 офицеров субмарины), каюта командира подлодки, офицерская кают-компания и, в кормовой части отсека, корабельная канцелярия, а на нижнем ярусе был расположен боевой информационный пост.
Здесь мы вновь должны обратиться к книге кэптена Э.Л. Бича:
«Хотя размеры «Тритона» не уступали размерам крейсера, его офицерские каюты были очень малы. Каюта командира на «Тритоне» имела форму буквы «Т», длина ее составляла полтора метра; поперечной перекладиной этой буквы служила выгородка с откидной койкой. Вытянув одну руку и поворачиваясь кругом, я мог коснуться всех четырех стенок…
Подойдя к своей каюте, я отодвинул дверную штору; в этом помещении мне предстояло провести значительную часть времени в течение последующих трех месяцев. Стены каюты были окрашены в песочный цвет. В ней находились стандартный письменный столик с опускающейся доской, несколько выдвижных ящиков для белья и личных вещей, большой сейф, который Броди захватил для своих секретных документов, откидывающийся умывальник, шкафчик с медикаментами, шкаф для одежды шириной тридцать сантиметров, откидная койка с прикрепленным к нижней части узким сиденьем, так что когда койка поднята, получается нечто вроде небольшого, весьма неудобного дивана, и, наконец, один стул с прямой спинкой. Под откидным умывальником по моей просьбе сделали небольшое круглое складывающееся сиденье диаметром двадцать сантиметров; сидевшие на нем во время моих нотаций прозвали это сооружение «горячей сковородой».
В ногах койки на переборке были размещены глубиномер, указатель скорости хода и репитер гирокомпаса; кроме этого, я насчитал в каюте пять телефонов и два радиотрансляционных устройства, при помощи которых, если знаешь, какие кнопки нажимать и какие диски вертеть, можно говорить с любым человеком на корабле».
Пятый отсек – носовой реакторный: в нем был установлен один ядерный реактор (ЯР) и соответствующее оборудование паропроизводящей установки (ППУ).
«Еще несколько шагов, - продолжает описание своего корабля кэптен Э.Л. Бич, - и я стоял прямо над реактором на слегка возвышающейся платформе, окруженной поручнями, и с удовлетворением обозревал отсек… Вплотную к корпусу корабля по обеим сторонам платформы стоят два купола (речь идет о парогенераторах – прим. пер.), покрытые толстым слоем теплоизоляции, из которых выходят большие паропроводы, ведущие в кормовые отсеки. На всех перегородках отсека расположено самое разнообразное оборудование: клапаны, циферблаты, измерители, специальные электрические приборы. Под изолированной палубой, на которой я стою, находится один из двух огромных стальных сосудов; в нем размещается половина нашего драгоценного уранового топлива. Сквозь сосуд под высоким давлением пропускается дистиллированная вода, передающая тепло к парогенератору. Через отдраенную водонепроницаемую дверь в кормовой переборке был виден следующий отсек – абсолютная копия того, в котором стоял я, - это был второй реакторный отсек».
Шестой отсек – кормовой реакторный – в нем также имелись один ЯР и оборудование ППУ.
Седьмой отсек – носовой машинный: в нем размещалось оборудование паротурбинной установки и автономный турбогенератор с соответствующими оборудованием и системами.
Восьмой отсек – кормовой машинный: в нем, как и в седьмом отсеке, располагались оборудование паротурбинной установки и автономный турбогенератор с соответствующими оборудованием и системами. Кроме того, в обоих машинных отсеках располагалось оборудование резервной дизель-электрической энергетической установки.
Девятый отсек – кормовой торпедный: в нем располагались казенные части двух торпедных аппаратов, стеллажи для запасных торпед, устройство их погрузки и устройство быстрого заряжания, жилые помещения команды на 42 человека, а также приводы рулевых устройств.
Примечательно, что в книге И.А. Быховского «Атомные подводные лодки» (Л., Судпромгиз, 1963, с. 25-27) указывается, что на «Тритоне» было десять отсеков и восьмым по счету – между двумя машинными отсеками – бы отсек вспомогательных механизмов, в котором размещались различные вспомогательные механизмы, ремонтная мастерская, укомплектованная станками, сварочными агрегатами и иным оборудованием, позволяющим выполнять ремонт отдельных узлов главной энергоустановки, различных корабельных систем и радиоэлектронного оборудования. Однако в книге первого командира «Тритона» и в ряде других американских источниках упоминаний о данном отсеке найти не удалось.
Важной отличительной особенностью АПЛ РЛД «Тритон», как уже упоминалось, стало устройство ее ГЭУ. Она была выполнена в виде двух автономных установок, оборудование которых было расположено в разных, изолированных друг от друга отсеках: два реакторных и два машинных отсека с дублированием по составу размещенных в них систем и оборудования паропроизводящей и паротурбинной установок.
Такое построение главной энергетической установки, по расчетам американских специалистов, должно было во-первых, обеспечить АПЛ РЛД достаточную скорость надводного хода, чтобы следовать в ордере корабельной или авианосной ударной группы (или впереди ее по курсу), а во-вторых – обеспечить субмарине повышенную живучесть.
На «Тритоне» были установлены водо-водяные ядерные реакторы с водой под давлением типа S4G, разработанные компанией «Дженерал Электрик» и представлявшие собой корабельный вариант опытного ЯР типа S3G, проходившего испытания на наземной установке в Лаборатории атомной энергетики им. Ноллса (в последней, кстати, два года в качестве инженера трудился будущий президент США Джимми Картер).
Расчетная мощность двухреакторной АЭУ должна была составить около 34000 л.с. (25000 кВт), но во время первого этапа ходовых испытаний была достигнута мощность 45000 л.с. (34000 кВт), а первый командир «Тритона» кэптен Эдвард Латимер Бич, который командовал «Тритоном» с ноября 1959-го по июль 1961 года, и вовсе считал, что «в случае необходимости» главная энергоустановка его корабля сможет дать и 60000 л.с. (45000 кВт).
Первая паропроизводящая установка, построенная вокруг «носового» ядерного реактора, подавала пар на паротурбинную установку носового машинного отсека (отделения) и приводившую во вращение правый гребной винт, а вторая паропроизводящая установка подавала пар на паротурбинную установку, расположенную в кормовом машинном отсеке и приводившую во вращение левый гребной винт. При этом при выходе из строя одного из реакторов (ППУ) другой реактор (ППУ) мог обеспечивать работу обеих паротурбинных установок подлодки, либо же могла применяться «перекрестная» схема работы (Beach E. L. Around the World Submerged: The Voyage of the Triton. – New York: Holt, Rinehart and Winston, 1962, стр. 5).
В последующем именно высокая надежность и эффективность атомной энергоустановки «Тритона» стали решающим фактором в выборе его для совершения первого подводного кругосветного плавания. Причем выполнялось последнее фактически сразу после приемо-сдаточных испытаний атомохода и включения его в боевой состав ВМС США.
Кроме того, «Тритон» получил аккумуляторную батарею в составе 126 элементов.
Главным «рабочим средством» АПЛ РЛД «Тритон» была РЛС AN/SPS-26 – первая корабельная трехкоординатная РЛС с частотным сканированием луча по углу места, разработанная и принятая на вооружение ВМС США.
Данная РЛС предназначалась преимущественно для обнаружения воздушных целей, завершила испытания в 1953 году и сначала попала на лидер эскадренных миноносцев «Норфолк» (USS Norfolk, DL-1), а уже затем – в 1959 году – на борт «Тритона». Дальность обнаружения РЛС составляла 120 км, высота обнаружения воздушных целей – 23 км. В нерабочем положении антенна РЛС убиралась в ограждение боевой рубки.
Кроме того, осуществлялась разработка специализированной «лодочной» модификации данной РЛС, BPS-10, но ввиду того, что программу постройки АПЛ РЛД закрыли, ее разработка завершена не была. Позже, когда с «Тритона» сняли задачи РЛД, данную РЛС заменили на AN/BPS-2.
«Тритон» также получил ГАС типа AN/BQS-4, имевшую активный и пассивный режимы работы и дальность обнаружения 37 км, а также шумопеленгаторную ГАС AN/BQR-2 с дальностью обнаружения 19 км.
Корабль также имел боевую информационно-управляющую систему (БИУС) типа Mark 101.
Вооружение – четыре носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппарата типа Mark 60, предназначенных для стрельбы торпедами типа Mark 37 (боезапас – 10 торпед в носовом отсеке и пять – в кормовом).
Особо следует отметить, что на АПЛ был установлен астронавигационный перископ разработки компании Kollmorgen Optical Company, позволявший «производить астрономические наблюдения с такой же точностью, с какой они производятся при помощи надежного секстана». Перископ американские подводники испытали во время своей кругосветки.
«Одним из преимуществ нашего нового астронавигационного перископа было то, что, используя его, не требовалось видеть горизонт, поэтому наблюдение солнца, звезд и луны можно было производить в любое время, когда они были видны», - вспоминал кэптен Э.Л. Бич.
Кроме того, на борту «Тритона» был установлен экспериментальный комплект инерциальной навигационной системы (ИНС).
«Одной из задач нашего похода (имеется ввиду подводный кругосветный переход АПЛ РЛД «Тритон» - прим. В.Щ.) была тщательная проверка работы инерциальной навигационной системы путем постоянного сравнения выдаваемых ею координат с действительным местоположением корабля, определяемым наиболее точными способами обсервации, - указывал кэптен Бич. – Когда инерциальная навигационная система будет окончательно отработана, штурман будет определять место корабля по звездам лишь изредка – для контроля, и еще для того, чтобы не забыть древнего и романтического искусства мореплавания. В один прекрасный день эта система сделает ненужной такую уважаемую профессию, как штурман дальнего плавания».
Что, кстати, сегодня почти и произошло – почти повсеместно на кораблях и судах преимущественно используются ИНС с приемниками сигналов КРНС.
Впрочем, кэптен Бич подчеркивал: в то время ИНС была настолько нова, что ее рассматривали по существу, как экспериментальную, и не особо полагались на ее показания. «Астрономические обсервации при помощи специального перископа оказались наиболее точными, да и счислимые места очень часто имели меньшую невязку, чем места, выдаваемые инерциальной навигационной системой», – отмечал он в своих мемуарах.
Служба
В боевой состав ВМС атомоход «Тритон» был включен 10 ноября 1959 года, субмарина вошла в состав 10-й эскадры подводных лодок – первого соединения атомных подводных лодок ВМС США, под которое выделили военно-морскую базу Нью-Лондон, штат Коннектикут.
После выполнения торпедных стрельб и ряда испытаний АПЛ РЛД «Тритон» вернулась 7 декабря 1959 года на верфь Electric Boat Division для установки на нее специального связного оборудования, включая экспериментальный образец системы BRA-3 с буксируемой антенной, размещенной в большом обтекателе в кормовой части подлодки.
20 января 1960 года «Тритон» вышел на ходовые испытания и после возвращения 1 февраля на верфь стал готовиться к своему первому дальнему походу.
Однако 4 февраля на секретном совещании кэптену Э.Л. Бичу объявили, что ему предстоит совершить на "Тритоне" в первый в мировой истории подводный кругосветный поход. Операция получила кодовое наименование «Sandblast». Причем, как указывают американские историки флота, кэптен Э.Л. Бич провел свою подлодку практически по тому же маршруту, по которому земной шар обогнул Фернан Магеллан.
В общей сложности за время плавания, длившегося 84 суток 19 часов 8 минут, включая 83 суток 9 часов в подводном положении, «Тритон» преодолел 36335,1 морские мили (67292,6 км), в том числе под водой – 35979,1 морские мили (66633,3 км).
Подводный переход был прерван лишь в районе Фолклендских островов – для передачи на тяжелый крейсер «Мейкон» (USS Macon, CA-132, тип «Балтимор») заболевшего члена экипажа – главному старшине-радиометристу пришлось срочно удалять камень в почке.
Примечательно, что в самом начале кругосветки в подводном положении произошла весьма «пикантная» ситуация – при попытке закрыть один из клапанов вентиляционной системы в его гнезде был обнаружен смятый ржавый карманный электрический фонарик.
Вот что об этом пишет сам кэптен Бич:
«После вентилирования помещений «Тритона» в течение часа мы опустили перископы, закрыли воздухоприемные вентиляционные клапаны и снова ушли на глубину. На «Тритоне» есть внутренний вентиляционный клапан, который служит запасным на случай, если выйдет из строя наружный клапан, открываемый и закрываемый гидравлическим путем. Этот клапан расположен как раз около каюты командира и должен закрываться после погружения лодки вахтенным вестовым. Но, несмотря на исключительную физическую силу старшего вестового Грина, он не мог закрыть этот клапан. Когда я пришел сюда из рубки, то увидел, как он, кряхтя и напрягаясь изо всех сил, давит на длинные рукоятки механизма, приводящего в движение клапан. Перед тем как нам уйти на глубину, на лодке была проверена надежность закрытия всех наружных клапанов, приводимых в действие гидравликой и электромоторами. Таким образом, опасность затопления нам не грозила; тем не менее, этот важный клапан нужно было закрыть, а мы не могли этого сделать, несмотря на все наши усилия.
Около моей каюты на «Тритоне» была большая тяжелая стальная плита, которую можно было снимать для проверки воздухоприемных трубопроводов. Эта операция заняла несколько часов; матросы работали в таких стесненных условиях, что едва могли двигать гаечным ключом. Но, в конце концов, плиту удалось снять, и мы нашли раздавленный ржавый электрический фонарь, застрявший в гнезде приемного клапана. Раздавленный корпус фонаря свидетельствовал о силе бицепсов Грина» (Э. Л. Бич. Вокруг света под водой. – М., Воениздат, 1965, с. 365).
Американцы посчитали это за результат небрежности одного из рабочих судоверфи – террористов тогда искать было еще не модно.
После кругосветного плавания «Тритон» решал задачи по своему прямому предназначению – в качестве подводной лодки радиолокационного дозора – и принимал участие в ряде учений ВМС США и ОВМС НАТО, а 2-9 октября 1960 года он первым из кораблей с АЭУ совершил заход в европейский порт – военно-морскую базу Бремерхафен (ФРГ).
Впрочем, по результатам первых двух лет эксплуатации АПЛ РЛД «Тритон», продемонстривовавшей не состоятельность концепции подводной лодки – носителя РЛС большой дальности, и, самое главное, вследствие появления первых серийных самолетов ДРЛО корабельного базирования специальной постройки WF-2 (Е-1B) «Трэйсер» (Tracer), отличавшихся существенно более высокой эффективностью и мобильностью, было принято решение о демонтаже с «Тритона» радиолокационного оборудования и переклассификации его в торпедную, или как тогда было принято говорить «атакующую», атомную подводную лодку.
Соответствующая процедура официально состоялась 1 марта 1961 года – субмарина получила тактический номер SSN-586, а в 1964 году – после прохождения ремонта и переоборудования – она стала флагманским кораблем командующего подводными силами Атлантического флота ВМС США.
Еще пятью годами спустя АПЛ «Тритон» была выведена из боевого состава ВМС, записав на свой счет еще один рекорд – стала первой американской атомной подлодкой, списанной в резерв, где она находилась до 1993 года (территориально находилась на Норфолкской военно-морской верфи, район St. Julien's Creek Annex).
30 апреля 1986 года АПЛ «Тритон» была исключена из Военно-морского регистра США, а в 1993 году – включена в программу утилизации надводных кораблей и подводных лодок с атомными энергоустановками и отбуксирована на Военно-морскую верфь Пугет-Саунд. Процесс утилизации был начат 1 октября 2077 года и полностью завершен 30 ноября 2009 года.
Расширенный авторский вариант статьи "«Тритон» видел далеко, но запрягал слишком долго", опубликованной в еженедельнике "НВО" в номере от 21.04.2023 г.