Сейчас не возникает сомнений, что Иисус чудесным образом оставил для нас Свое прижизненное изображение. То, как все происходило, иначе, как чудом не назовешь. Утром мы с Вами, дорогие читатели, умываемся и не задумываясь вытираем лицо полотенцем. А ведь именно так, как и мы, Христос, умыв лицо, отерся чистым платом, только тогда его именовали - убрусом. Вот на нем и отобразился Его Лик. Этот плат впоследствии был отослан больному проказой и от него произошло чудесное исцеление.
Стоит отметить, что в Священном Писании упоминания об этом событии ничего не написано и память хранится лишь в свидетельствах историков Церкви и в гимнографии.
Мы помним, что 29 августа Церковь торжественно отмечает день памятного события - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, произошедшего в 944 году, этот Святой Убрус стал реликвией христианского мира. Ведь сам факт дарования его Господом людям связан с богословскими основами иконопочитания. Именно поэтому важно знать историю Нерукотворенного Образа.
Из истории:
В западной части Месопотамии, на юго-востоке от Палестины, находилось небольшое государство, его столицей был город Едесса. И вот, в период с 8 по 45 годы по Р. Х. правителем того государства был Авгарь V Черный.
Такое прозвище он получил из-за того, что страдал от «черной» проказы. В те времена это была самая тяжелая и неизлечимая форма болезни.
Узнав от своих подданных, которые по торговым делам часто бывали в Иерусалиме, о необыкновенном Человеке и Его поразительных чудесах, царь послал туда своего придворного живописца в с письмом, где просил Спасителя о помощи.
В этом обращении, царь предлагал Христу приехать к нему и поселиться при дворе. Живописец приехав, сделал несколько безуспешных попыток вручить письмо Господу, но из-за большого скопления народа вокруг Него, не смог этого сделать. Так же безрезультатно он пытался сделать рисунок Его лика. Но ничего не получалось. Тогда, наконец, он был приглашен к Спасителю через апостола Фому. Господь отказал царю в личном посещении, но, чувствуя, как необходима ему помощь, обещал ее оказать, очистить от позорной и жестокой болезни.
Тогда и омыл Он Свое лицо, попросил чистый плат и отерся им. Как так произошло и почему таким удивительным образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, никто не знает. И вот так чудесно на ткани возникло изображение Божественного лика Спасителя.
Конечно, раскаявшийся и возопивший о спасении правитель исцелился и стал ревностным последователем Христа и привел к христианству своих подданных, а сам образ был прибит на «доску негниющу» и помещен над городскими вратами.
Интересен факт того, что один из последующих правителей все таки позабыл об этом чуде и вернулся к язычеству. Тогда образ скрыли. Его замуровали в нише городской стены, и место это, вначале тщательно оберегаемое христианами, через четыре столетия было совершенно забыто.
Прошло время и в 545 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на глиняной доске, закрывавшей Святой Убрус. Это было еще одно чудо - обретение святыни. Пред ней был совершен общегородской молебен и войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.
Нерукотворный Образ до Х века был главной святыней города, а в 944 году торжественно перенесен в Константинополь.
Дальше произошло непоправимое. Святыня была утеряна из-за того, что в 1204 году, Константинополь разгромили крестоносцы. В тот год святой Убрус, вместе с другими реликвиями православных христиан, был вывезен на корабле в Европу и погиб во время морской бури.
🎨 В иконографии прослеживается два основных вида изображений Нерукотворенного Образа Спасителя:
❤️ Спас на убрусе (или Убрус)
❤️ Спас на чрепии (или Чрепие).
На иконах типа «Спас на Убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, верхние концы его завязаны узлами, четко выписаны складки на ткани, а по нижнему его краю идет кайма. Лик Спасителя - это лик человека средних лет с тонкими чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами. Иногда на этих иконах изображают фигуры ангелов, которые поддерживают края плата. Вокруг головы обязательный элемент - нимб. Цвет, как правило, золотой.
📌 В отличии от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа.
Второй вид иконографии - «Спас на чрепии», или «Чрепие».
Такая иконография сложилась на основе предания после чудесного обретения Убруса, когда найденный лик отпечатался на черепице, которой был закрыт на долгие годы Нерукотворенный Образ. На этих иконах мы не увидим изображения плата, фон будет ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы.
О традициях.
На Руси изображения Нерукотворенного Образа Спасителя помещали над городскими вратами и на воинских стягах. Начиная с XVIII века в России появляются оглавные изображения Христа на фоне плата в терновом венце. Эти изображения заимствованные. Конечно не сложно догадаться у кого. У европейцев. Поводом к таким изображениям послужила древняя легенда, в которой говорится, что во время крестного пути Спасителя на Голгофу женщина по имени Вероника отерла Его лицо платом, на котором отпечатался Божественный лик. Иконы этого типа, принятого Русской Православной Церковью, получили название «Плат Вероники» и передают муки и страдания Христа как Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29).
🙏 Теперь о сложившейся молитвенной традиции пред этим образом. Перед иконой молятся об исцелении, об укреплении в вере и о помощи в решении жизненных трудностей.
Надеюсь, что информация была для Вас интересна и полезна 👇