В декабре 2021 года губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв сообщил об открытии нового аэровокзального комплекса в Тугуро-Чумиканском районе, в районном центре - посёлке Чумикан.
Новое здание аэровокзала в Чумикане приспособлено для работы в климатических условиях севера Хабаровского края, оно оборудовано залом ожидания для пассажиров, стерильной зоной, пунктом досмотра, комнатой матери и ребенка, служебными помещениями для сотрудников, - отметил глава края. - Мы сохраняем круглогодичную эксплуатацию аэропорта, который в год обслуживает не менее 3,5 тысяч пассажиров. Старое деревянное помещение 1980 года постройки уже не отвечало требованиям безопасности и авиационным правилам. На строительство из краевого бюджета было выделено 241,8 млн рублей. Диспетчерская аэровокзала Чумикан заняла второй этаж нового здания, которое соответствует ещё и требованиям программы «Доступная среда», чтобы в него могли комфортно попадать люди с ограниченными возможностями здоровья, матери с колясками и пассажиры с чемоданами.
https://www.todaykhv.ru/news/in-areas-of-the-province/51306/?sphrase_id=3115614
Проект реализован по региональной программе "Развитие транспортной системы Хабаровского края". Строительство нового аэровокзала началось в 2018 году. Его пропускная способность составляет 20 пассажиров в час.
Краевые власти передали здание аэровокзала в федеральную собственность и оперативное управление ФКП "Аэропорты Дальнего Востока". Они считают, что передача таких объектов в федеральную собственность обеспечит более эффективную модернизацию аэропортовой инфраструктуры на территории региона, а также позволит улучшить техническую оснащенность аэропортов.
Только возникает вопрос. Кто на эту модернизацию будет выделять деньги?
В 2012 году по федеральной программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в аэропорту Чумикана реконструировали взлетно-посадочную полосу. Её длина составила 850 м. Она позволяет принимать самолеты укороченного взлета и посадки: Ан-2, Ан-28, Ан-38, Л-410 и вертолёты всех типов.
Аэропорт расположен на правом берегу реки Уда недалеко от побережья Охотского моря, в 3 км к юго-западу от посёлка Чумикан.
Жители посёлка получили подарок от краевых властей - новый аэровокзальный комплекс. Но кто будет летать на самолётах и вертолётах?
Основной поток пассажиров в аэропорту посёлка Чумикан летом - сюда и обратно. Да местные чиновники летают в краевую столицу - Хабаровск.
До ближайшей железнодорожной станции (Комсомольск-на-Амуре) — 480 километров, до краевого центра —694 км. Морем 721 км до Николаевска-на-Амуре, навигация только 2 месяца в году - с конца июня до августа. В Чумикане есть морской порт.
Экономика в Чумикане: старательская артель, развиты лов и переработка рыбы, охотничий промысел (Википедия).
На мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края, в 30 км севернее районного центра Чумикан, компания «ЭльгаУголь» начала строительство нового современного угольного порта "Эльга". От Эльгинского месторождения к нему строится железная дорога для вывоза угля на экспорт. Как от этого изменится жизнь в посёлке Чумикан?
На время строительства Тихоокеанской железной дороги и порта "Эльга" увеличится поток пассажиров в аэропорту Чумикана за счёт вахтовиков-строителей.
Железная дорога в Чумикан не придёт. Её строят в порт "Эльга" для вывоза угля Эльгинского месторождения. Там будут строить новый современный посёлок.
От Чумикана до строящегося порта Эльга - 30 км по прямой, но дороги нет. Вдоль берега Охотского моря идёт хребет Джугджур. Вряд ли собственник компании "ЭльгаУголь" миллиардер Артур Авдолян будет строить дорогу от порта "Эльга" в Чумикан. Он скорее построит аэропорт в районе порта "Эльга".
Компания «ЭльгаУголь» в 2023 году запустит аэропорт недалеко от Эльгинского угольного комплекса в Якутии, объём инвестиций составит 6 млрд руб. Планируется закупить самолёты и создать собственную авиакомпанию.
Так что жители посёлка Чумикан вряд ли получат какие-то выгоды от строительства Тихоокеанской железной дороги и порта "Эльга". Порт и железная дорога будут работать только в период короткой навигации с июня по сентябрь. Вряд ли Альберт Авдолян будет тратить деньги на покупку или аренду ледоколов для сопровождения судов, и заказывать балкеры для перевозки угля ледового класса Arc4. Поэтому эксплуатировать порт и Тихоокеанскую железную дорогу будут вахтовым методом.
В посёлке Чумикан экстремальные условия навигации: забитость этого места залива плавающим льдом в течение 10, а то и 12 месяцев в году, мелководье и очень высокие приливы и отливы, при которых кромка воды на мелководье отступает далеко в море. Поэтому строительство нового порта для отгрузки угля на экспорт было перенесено на мыс Манорский, где условия навигации немного лучше, и глубины позволяют использовать крупнотоннажные балкеры для перевозки угля.
Главное здание в посёлке Чумикан - администрация Тугуро-Чумиканском района Хабаровского края. Возможно, местные чиновники выбьют деньги на строительство нового здания районной администрации в строящемся посёлке порта "Эльга". Районным центром станет новый припортовый посёлок. Тогда жители Чумикана останутся наедине со своими проблемами.
Чумикан был основан в 1880 году. Большинство первых поселенцев в середине 1880 года, по настоянию Филиппеуса - агента русского правительства по снабжению провиантом северных округов, прибыли сюда из Удска, утратившего окружной статус. Население посёлка в 2021 году - 1055 человек (Википедия).
Есть ли будущее у посёлка Чумикан? Возможно, он будет тихо умирать из-за относительной близости более перспективного посёлка порта "Эльга".
Что может дать импульс для развития посёлка Чумикан? Возможно - туризм. Места здесь красивые, но надо вкладывать деньги в развитие туристской инфраструктуры: гостиниц, туристических баз и др.
Пока же главная достопримечательность посёлка Чумикан - брошенные суда на берегу. Новое здание аэровокзала жители Чумикана дождались. Что дальше?
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв ждёт манны небесной от частного инвестора, который строит Тихоокеанскую железную дорогу и порт "Эльга".
Во сколько обходятся региону его визиты в Тугуро-Чумиканский район, которые практически ничего не решают?
Частный инвестор заинтересован в извлечении прибыли от вложенных средств, а не в социально-экономическом развитии района.
Как говорится - кто платит, тот и заказывает музыку!
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.
Пишите свои комментарии к моей статье.