Найти тему

Травма как новообразование

Травма — это новообразование, которое нарушает структуру и целостность личности и создает в нем душевные страдания. Травма мешает человеку полноценно существовать в этом мире, вести созидательную деятельность, а также препятствует положительному и продуктивному контакту с людьми и социумом в целом. Также травма способствует формированию множественных ограничений на пути к развитию личности.

Психологическая травма образует в сознании человека хаотичный поток внешних стимулов, который захватывает и овладевает бессознательными процессами личности человека и его Я.

При хронической травме человек пытается заново адаптироваться к своему внутреннему и внешнему миру, но для полноценных качественных действий его психических ресурсов не хватает для формирования и восстановления целостности. Недостаток интеграции у людей, переживших травму, ощутимо начинает препятствовать их возможности для достижения каких-либо целей и задач.

Фрейд в своей схеме функционирования целостной психики человека обозначил акустическое «окно», через которое свободно начинают проникать «посттравматические стимулы», которые личность, путем сопротивления, начинает вытеснять.  В это самое «окно» проникают в травмированного человека различного вида фразы, напоминания, фрагменты о тех событиях, которые с ним происходили и включают в нем иррациональный и фрагментарный образ разрушающего прошлого, направляя каждый раз личность в состояние ужаса и ощущения собственной беспомощности.

Само посттравматическое сознание и его невротический поток становится бесконечной вариативностью морально-нравственных и эстетических проблем, представленных извне в форме обвинений.

От качества и уровня подобных обвинений зависит социальная оценка и посттравматический социальный статус жертвы, который может видоизменяться от полной групповой и социальной изоляции до условного принятия на одной из достаточно низких уровней групповой структуры.

Сама форма психологической травмы становится таким образом не психофизиологической, а изоляционно-этической и изоляционно-эстетической. При которых последняя обычно становится неумолимо жесткой по отношению к самой жертве.

По своей структуре взаимоотношений и разнообразию переживаний в травматической ситуации позиция жертвы по отношению к ее агрессору похожа на позицию раба по отношению к своему рабовладельцу, где проигрываются всевозможные унизительные и разрушительные действия по отношению к личности.

Непреодолимая обобщенность к образу прошлого, а также фиксация на психотравме, имеет как следствие образование вторичной травмы, которая проявляется двумя основными признаками:

  1. так как жертва не имеет способности четко формулировать и ориентироваться в задачах настоящего и будущего, а также не имеет уже полноценной возможности достигать цели происходит распад единства личности (целостности Я)
  2. невротический диалог с персонификатором (объективированным образом референтной группы пострадавшего) становится навязчивым и бесконечным, где как следствие возникают признаки обсессивно-компульсивного синдрома.

Травмы осознания при переживании психотравмы

Трубицина Л.В. в своей книге «процесс травмы» описывает несколько вариантов травматического осознания или травмы осознания при переживании травмы.

Травма понимания. Когда человек в силу своего возраста, опыта и недостатка информации не понимает, что именно с ним происходит. Яркий пример этому сексуальное насилие в детстве, где требуется время для осознания своей травмы.

Травма оценки. Где человек сначала ведет себя спокойно и адекватно в травмирующей ситуации и только потом, посмотрев назад ужасаются случившемуся. Именно с этого момента и начинает иногда происходить травматическая реакция

Травма воображения. Когда во время или после травматичного события человек начинает рисовать у себя в голове катастрофичные события.

Необходимо учитывать, что в определенных случаях, если большинство людей не воспринимает событие как травмирующее (в норме) оно может восприниматься жертвой также. И здесь мы можем отметить, что если для всего общества некоторые виды насилия становятся нормой, то жертве ничего не остается кроме как смириться с данной участью. Хорошим примером здесь могут стать также отношения между родителями и детьми. То, что кажется родителям не важным, для ребенка это может быть настоящей катастрофой и травмировать его до самой глубины души.

Парадоксальные особенности психологической травмы.

Красило А.И. в своей книге «Консультирование посттравматических состояний» сформировал парадоксальные особенности травмы. Он отмечает, что для качественной работы с психологической травмой, необходимо уделить внимание ее особенностям.

Рассмотрим их ниже:

  • Утрата базового доверия к окружающему миру. Здесь стоит обратить внимание, что любое насильственное воздействие на человека влечет за собой разрушение доверию к миру, который, казалось бы, должен был о нем заботиться и защищать. Такая утрата переживается обычно страхом и тревожностью.
  • Познавательная неисчерпаемость травматических переживаний
  • Каждое переживание человеком травмы становится индивидуальным процессом и является неповторимым в своем роде.
  • Превращение неосознанного противоречия мотивов в ответственный социальный выбор. Стоит обратить особое внимание, что сам выбор может зависеть от множества различных факторов.
  • Взаимоотношения власти пострадавшего с персонификатором. Где жертва находится во власти персонификатора и не может изменить свое положение.
  • Утрата способности к ориентировке в направлении личностно значимых ценностей. Здесь именно работа психолога или психотерапевта может помочь в ориентировке по направлению к истинным ценностям личности.
  • Понижение группового и социального статуса жертвы до уровня групповой и социальной изоляции, а также депривации при формировании вторичной травмы в отношении к самой жертве.
  • Распад единства личности (утрата самости). Здесь стоит отметить, что любое насильственное вмешательство со стороны нарушает целостность и структуру личности
  • Формирование иррационального невротического диалога, который становится объективированной формой всей экзистенциальной проблематики травматических переживаний.

Как мы можем здесь заметить травма это не просто аффективное переживание негативной ситуации, где присутствует фрустрация. А по своей психологической структуре и форме рассматривается не как психофизиологическая, а как персонально этическая. Также необходимо учитывать тот факт, что познание травмы неисчерпаемо…

Аспекты травмы

Психологическая травма имеет множество определенных аспектов:

Социальный аспект

Любая психологическая травма, нанесенная члену общества, неизбежно задевает интересы самого общества, а если оно безразлично к травме личности, то это общество — «падшее», чего данный социум (в своем равнодушии к судьбе личности) пока просто не осознает;

социальный персонификатор — ключевой участник реабилитационного процесса.

Моральный (ценностно-ориентационный) аспект

Катастрофические и обширные разрушения относятся одновременно и к социальному, и к личностному аспекту травмы;

нормы созидательной деятельности и смыслообразующие ценности (культурно-исторической по своей форме и содержанию) распадаются или блокируются в отношении конкретных личностей и социума в целом;

при условиях массовой травматизации могут исчезнуть из общественной жизни.

Межличностный аспект

Травма — это результат взаимодействия с персонификатором;

для человека травма является либо актуальной, либо потенциальной, а для персонификатора, как правило, потенциальной;

самые патологические последствия психологической травмы — интериоризированные взаимоотношения власти (инсталляция персонификатора), личностное переживание которых выражается в стойком чувстве несвободы или недостижимости смыслообразующих ценностей.

Личностный аспект

Травма ставит барьеры в попытках личности решать социально-значимы проблемы, и осознать их значение пострадавший оказывается способен гораздо позже момента травмы;

реабилитация личности является социальной задачей сохранения и возрождения смыслообразующих норм и ценностей, в решении которых и пострадавший, и психолог выступает здесь как индивид, инициирующий социально позитивную, созидательную деятельность, и определяет себя в качестве действительной личности.

Развивающий аспект

Неисчерпаемость травмы становится причиной и следствием как дальнейшее динамическое развитие личности для пострадавшего;

Развитие личности — это стратегический путь социально-гуманистической реабилитации пострадавшего

Возрастной аспект

Как правило реальная возможность для пострадавшего «сбросить груз прошлого» лежит за пределами «ближайшей зоны развития»;

результатом наложения травмы на возрастной кризис становится осложнение процесса реабилитации.

Временной аспект

Явление распада связи времен является существенным признаком           психологической травмы;

Травмированная личность направляет свою деятельность на фиктивные цели прошлого, и тем самым теряя возможность ставить достигать цели в настоящем и будущем, и именно таким образом разрушается основание реального Я;

Принцип перевода агрессивных действий персонификатора из прошлого в настоящее является в персоналистическом направлении одним из основных.

Отдаленные последствия травмы:

Чтобы понять есть ли у человека травма, можно рассмотреть на примере симптомов посттравматического стрессового расстройства, описанного в книге Трубициной Л.В. как отдаленные последствия травмы:

  1. Анамнез в истории человека определенных событий, которые выходят за рамки привычного человеческого опыта. Такие события являются для большинства людей травмирующим (стрессогенным фактором)
  2. Постоянное возвращение человека к ситуациям и переживаниям, которые с ним произошли. к ней относятся: навязчивые мысли и образы травмирующих событий; сны и ночные кошмары; внезапные, ничем не мотивированные возвраты в травматическое прошлое; внезапная интенсивность негативных эмоций и эмоциональных состояний в обстоятельствах, ассоциируемых каким-либо образом с травматичным прошлым
  3. Устойчивое стремление человека избегать или отрицать все то, что хоть как-то ему может напоминать о прошлой его травме
  4. Устойчивые симптомы, отражающие высокий уровень возбудимости:
  • Нарушение сна,
  • Повышенная раздражительность и вспышки гнева
  • Затруднения в концентрации внимания, рассеянность
  • Гипертрофированная бдительность и повышенный контроль
  • Гипертрофированная стартовая реакция
  • 6 повышенный уровень реактивности на физиологические события, которые могут напоминать об обстоятельствах травмы

Если есть 2 или более симптомов, то это говорит о посттравматическом расстройстве. Также стоит отметить, что есть критерий, определяющий ПТСР, симптомы должны продолжаться более одного месяца, они должны быть устойчивыми.

Основной задачей психолога и психотерапевта направления в работе с травмированными клиентами скорректировать направление данной личности от «синдрома распада» к «синдрому роста».

Литература:

Красило, А. И. Консультирование посттравматических состояний: персоналистическое направление : учебное пособие для вузов / А. И. Красило. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 213 с. — (Высшее образование).

Трубицина Л.В. Трубицына Л.В. Процесс травмы. Сер: Теория и практика психологической помощи. М Издательство Смысл Год издания 2005г. Страниц:218 стр.13-14 стр. 33-34 стр.

Онно Ван дер Харт, Кэти Стил, Эллерт Р. С. Нейенхэюс Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. 172 стр.