Травма — это новообразование, которое нарушает структуру и целостность личности и создает в нем душевные страдания. Травма мешает человеку полноценно существовать в этом мире, вести созидательную деятельность, а также препятствует положительному и продуктивному контакту с людьми и социумом в целом. Также травма способствует формированию множественных ограничений на пути к развитию личности.
Психологическая травма образует в сознании человека хаотичный поток внешних стимулов, который захватывает и овладевает бессознательными процессами личности человека и его Я.
При хронической травме человек пытается заново адаптироваться к своему внутреннему и внешнему миру, но для полноценных качественных действий его психических ресурсов не хватает для формирования и восстановления целостности. Недостаток интеграции у людей, переживших травму, ощутимо начинает препятствовать их возможности для достижения каких-либо целей и задач.
Фрейд в своей схеме функционирования целостной психики человека обозначил акустическое «окно», через которое свободно начинают проникать «посттравматические стимулы», которые личность, путем сопротивления, начинает вытеснять. В это самое «окно» проникают в травмированного человека различного вида фразы, напоминания, фрагменты о тех событиях, которые с ним происходили и включают в нем иррациональный и фрагментарный образ разрушающего прошлого, направляя каждый раз личность в состояние ужаса и ощущения собственной беспомощности.
Само посттравматическое сознание и его невротический поток становится бесконечной вариативностью морально-нравственных и эстетических проблем, представленных извне в форме обвинений.
От качества и уровня подобных обвинений зависит социальная оценка и посттравматический социальный статус жертвы, который может видоизменяться от полной групповой и социальной изоляции до условного принятия на одной из достаточно низких уровней групповой структуры.
Сама форма психологической травмы становится таким образом не психофизиологической, а изоляционно-этической и изоляционно-эстетической. При которых последняя обычно становится неумолимо жесткой по отношению к самой жертве.
По своей структуре взаимоотношений и разнообразию переживаний в травматической ситуации позиция жертвы по отношению к ее агрессору похожа на позицию раба по отношению к своему рабовладельцу, где проигрываются всевозможные унизительные и разрушительные действия по отношению к личности.
Непреодолимая обобщенность к образу прошлого, а также фиксация на психотравме, имеет как следствие образование вторичной травмы, которая проявляется двумя основными признаками:
- так как жертва не имеет способности четко формулировать и ориентироваться в задачах настоящего и будущего, а также не имеет уже полноценной возможности достигать цели происходит распад единства личности (целостности Я)
- невротический диалог с персонификатором (объективированным образом референтной группы пострадавшего) становится навязчивым и бесконечным, где как следствие возникают признаки обсессивно-компульсивного синдрома.
Травмы осознания при переживании психотравмы
Трубицина Л.В. в своей книге «процесс травмы» описывает несколько вариантов травматического осознания или травмы осознания при переживании травмы.
Травма понимания. Когда человек в силу своего возраста, опыта и недостатка информации не понимает, что именно с ним происходит. Яркий пример этому сексуальное насилие в детстве, где требуется время для осознания своей травмы.
Травма оценки. Где человек сначала ведет себя спокойно и адекватно в травмирующей ситуации и только потом, посмотрев назад ужасаются случившемуся. Именно с этого момента и начинает иногда происходить травматическая реакция
Травма воображения. Когда во время или после травматичного события человек начинает рисовать у себя в голове катастрофичные события.
Необходимо учитывать, что в определенных случаях, если большинство людей не воспринимает событие как травмирующее (в норме) оно может восприниматься жертвой также. И здесь мы можем отметить, что если для всего общества некоторые виды насилия становятся нормой, то жертве ничего не остается кроме как смириться с данной участью. Хорошим примером здесь могут стать также отношения между родителями и детьми. То, что кажется родителям не важным, для ребенка это может быть настоящей катастрофой и травмировать его до самой глубины души.
Парадоксальные особенности психологической травмы.
Красило А.И. в своей книге «Консультирование посттравматических состояний» сформировал парадоксальные особенности травмы. Он отмечает, что для качественной работы с психологической травмой, необходимо уделить внимание ее особенностям.
Рассмотрим их ниже:
- Утрата базового доверия к окружающему миру. Здесь стоит обратить внимание, что любое насильственное воздействие на человека влечет за собой разрушение доверию к миру, который, казалось бы, должен был о нем заботиться и защищать. Такая утрата переживается обычно страхом и тревожностью.
- Познавательная неисчерпаемость травматических переживаний
- Каждое переживание человеком травмы становится индивидуальным процессом и является неповторимым в своем роде.
- Превращение неосознанного противоречия мотивов в ответственный социальный выбор. Стоит обратить особое внимание, что сам выбор может зависеть от множества различных факторов.
- Взаимоотношения власти пострадавшего с персонификатором. Где жертва находится во власти персонификатора и не может изменить свое положение.
- Утрата способности к ориентировке в направлении личностно значимых ценностей. Здесь именно работа психолога или психотерапевта может помочь в ориентировке по направлению к истинным ценностям личности.
- Понижение группового и социального статуса жертвы до уровня групповой и социальной изоляции, а также депривации при формировании вторичной травмы в отношении к самой жертве.
- Распад единства личности (утрата самости). Здесь стоит отметить, что любое насильственное вмешательство со стороны нарушает целостность и структуру личности
- Формирование иррационального невротического диалога, который становится объективированной формой всей экзистенциальной проблематики травматических переживаний.
Как мы можем здесь заметить травма это не просто аффективное переживание негативной ситуации, где присутствует фрустрация. А по своей психологической структуре и форме рассматривается не как психофизиологическая, а как персонально этическая. Также необходимо учитывать тот факт, что познание травмы неисчерпаемо…
Аспекты травмы
Психологическая травма имеет множество определенных аспектов:
Социальный аспект
Любая психологическая травма, нанесенная члену общества, неизбежно задевает интересы самого общества, а если оно безразлично к травме личности, то это общество — «падшее», чего данный социум (в своем равнодушии к судьбе личности) пока просто не осознает;
социальный персонификатор — ключевой участник реабилитационного процесса.
Моральный (ценностно-ориентационный) аспект
Катастрофические и обширные разрушения относятся одновременно и к социальному, и к личностному аспекту травмы;
нормы созидательной деятельности и смыслообразующие ценности (культурно-исторической по своей форме и содержанию) распадаются или блокируются в отношении конкретных личностей и социума в целом;
при условиях массовой травматизации могут исчезнуть из общественной жизни.
Межличностный аспект
Травма — это результат взаимодействия с персонификатором;
для человека травма является либо актуальной, либо потенциальной, а для персонификатора, как правило, потенциальной;
самые патологические последствия психологической травмы — интериоризированные взаимоотношения власти (инсталляция персонификатора), личностное переживание которых выражается в стойком чувстве несвободы или недостижимости смыслообразующих ценностей.
Личностный аспект
Травма ставит барьеры в попытках личности решать социально-значимы проблемы, и осознать их значение пострадавший оказывается способен гораздо позже момента травмы;
реабилитация личности является социальной задачей сохранения и возрождения смыслообразующих норм и ценностей, в решении которых и пострадавший, и психолог выступает здесь как индивид, инициирующий социально позитивную, созидательную деятельность, и определяет себя в качестве действительной личности.
Развивающий аспект
Неисчерпаемость травмы становится причиной и следствием как дальнейшее динамическое развитие личности для пострадавшего;
Развитие личности — это стратегический путь социально-гуманистической реабилитации пострадавшего
Возрастной аспект
Как правило реальная возможность для пострадавшего «сбросить груз прошлого» лежит за пределами «ближайшей зоны развития»;
результатом наложения травмы на возрастной кризис становится осложнение процесса реабилитации.
Временной аспект
Явление распада связи времен является существенным признаком психологической травмы;
Травмированная личность направляет свою деятельность на фиктивные цели прошлого, и тем самым теряя возможность ставить достигать цели в настоящем и будущем, и именно таким образом разрушается основание реального Я;
Принцип перевода агрессивных действий персонификатора из прошлого в настоящее является в персоналистическом направлении одним из основных.
Отдаленные последствия травмы:
Чтобы понять есть ли у человека травма, можно рассмотреть на примере симптомов посттравматического стрессового расстройства, описанного в книге Трубициной Л.В. как отдаленные последствия травмы:
- Анамнез в истории человека определенных событий, которые выходят за рамки привычного человеческого опыта. Такие события являются для большинства людей травмирующим (стрессогенным фактором)
- Постоянное возвращение человека к ситуациям и переживаниям, которые с ним произошли. к ней относятся: навязчивые мысли и образы травмирующих событий; сны и ночные кошмары; внезапные, ничем не мотивированные возвраты в травматическое прошлое; внезапная интенсивность негативных эмоций и эмоциональных состояний в обстоятельствах, ассоциируемых каким-либо образом с травматичным прошлым
- Устойчивое стремление человека избегать или отрицать все то, что хоть как-то ему может напоминать о прошлой его травме
- Устойчивые симптомы, отражающие высокий уровень возбудимости:
- Нарушение сна,
- Повышенная раздражительность и вспышки гнева
- Затруднения в концентрации внимания, рассеянность
- Гипертрофированная бдительность и повышенный контроль
- Гипертрофированная стартовая реакция
- 6 повышенный уровень реактивности на физиологические события, которые могут напоминать об обстоятельствах травмы
Если есть 2 или более симптомов, то это говорит о посттравматическом расстройстве. Также стоит отметить, что есть критерий, определяющий ПТСР, симптомы должны продолжаться более одного месяца, они должны быть устойчивыми.
Основной задачей психолога и психотерапевта направления в работе с травмированными клиентами скорректировать направление данной личности от «синдрома распада» к «синдрому роста».
Литература:
Красило, А. И. Консультирование посттравматических состояний: персоналистическое направление : учебное пособие для вузов / А. И. Красило. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 213 с. — (Высшее образование).
Трубицина Л.В. Трубицына Л.В. Процесс травмы. Сер: Теория и практика психологической помощи. М Издательство Смысл Год издания 2005г. Страниц:218 стр.13-14 стр. 33-34 стр.
Онно Ван дер Харт, Кэти Стил, Эллерт Р. С. Нейенхэюс Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. 172 стр.