Найти тему

5 портретов жён художников, которые вас умилят

Жены художников часто становились их натурщицами, представая в образе исторических или мифологических героинь. Но иногда жена на полотне остается просто женой - заботливой хозяйкой, верным другом, любящей матерью. Давайте рассмотрим несколько таких картин, где жена не позирующая модель, а любимая женщина.

Константин Маковский (1839 - 1915) часто рисовал женщин, которые были ему близки. Он был женат трижды. Мария Матавтина (1869-1919) была последней музой художника. Чтобы жениться на ней ему пришлось развестись со второй женой и из-за запрета церкви на новый брак, он был вынужден просить разрешения на это у самого императора Николая II.

Константин Егорович Маковский (1839 - 1915) Портрет жены художника и дочерей Ольги и Марины.
Константин Егорович Маковский (1839 - 1915) Портрет жены художника и дочерей Ольги и Марины.

Дети Маковского также нередко становились героями его акварелей. Его дочери Ольга и Марина родились у Марии Матавтиной в 1893 и 1896 годах соответственно, а эта семейная сцена на пикнике датируется примерно 1900 годом. Картина наполнена светом -блики играют на волосах девочек, кружевные тени падают на скамейку и лужайку, а нежные прозрачные ткани их платьев выглядят сказочно-воздушными. Все фигуры обращены друг к другу, художник приоткрывает нам повседневный, но интимный мир своей семьи.

Американский художник Фредерик Карл Фриске (Фризеке) провел большую часть своей карьеры за границей и был вдохновлен работами великих европейских импрессионистов. Их влияние, в особенности Ренуара, отчетливо отражено в его работах.

Фридрих Карл Фриске (1874 - 1939) ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА САРЫ ФРИСКЕ, ок.1905
Фридрих Карл Фриске (1874 - 1939) ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА САРЫ ФРИСКЕ, ок.1905

Свечение на этой картине исходит от как будто бы жемчужного платья. Мне кажется важным, что в действительности мы не видим источника света - эта сцена похожа на то, что художник подсматривает за тем, как жена зашла в темную комнату, чтобы полюбоваться на его творение, стоящее на мольберте. Мы не видим лица его жены, Сары Энн О’Брайан, зато мы видим ее спокойную позу: она бережно и внимательно рассматривает работу мужа, немного склоняясь к полотну. Дата создания этой картины примерно совпадает с годом свадьбы. Вполне может быть, что молодая женщина еще только знакомится с его искусством и приспосабливается к роли жены художника. В будущем она неоднократно станет его моделью. Я нашла еще один, но более поздний женский портрет, где дама (жена?) изображена в похожем наряде, но работа уже называется "Старомодное платье" (1923г.).

Здесь я хочу сделать небольшое отступление. Помимо подобных работ, написанных с позиции стороннего наблюдателя, художники прибегали к варианту парного портрета с женой. И важно отметить, что чаще всего такая композиция вовлекает зрителя: например, Рембрандт в своем автопортрете с Саскией на коленях (точнее это сейчас мы знаем, кто там изображен, изначально это "Блудный сын в борделе", просто Рембрандт известный мастер двойного кодирования) обращается к нам не только взглядом, но и жестом - он поднимает рукой кубок, приглашая присоединиться к празднику.

Вот и следующая работа, которую я покажу, тоже показывает нам пристальный взгляд двух героев на нас, зрителей:

Джулио Квальо Старший (1601–1658 или позже)  Автопортрет художника, пишущего портрет жены, 1628.
Джулио Квальо Старший (1601–1658 или позже) Автопортрет художника, пишущего портрет жены, 1628.

Согласитесь, что полотно так написано, что в первый момент мы не обращаем внимание, что это картина в картине, то есть не две фигуры рядом, а художник еще только пишет портрет своей жены. Причем это умышленный прием - посмотрите на правый нижний угол картины: под рукой героини край стола, на который она опирается. Этот фрагмент написан немного в духе тромплёй (trompe l'oeil), обманки, которая соединяет фигуру на портрете с нашим пространством по эту сторону холста.

Про мастера информация крайне скудная. Работал в Вене, был последователем Тинторетто, в основном выполнял фрески. Его сын Джулио Квальо Младший тоже стал известным художником итальянского барокко. О жене автора картины неизвестно, к сожалению, ничего, но сама композиция, где мастер пишет любимую женщину по памяти наводит на предположение, что ее уже нет в земном мире. Поэтому ему так важен ее взгляд и выдвинутая вперед рука - для художника она всё еще здесь, рядом.

А теперь переносимся с вами обратно в ХХ век...

Австриец Янеш был по основной своей деятельности военным художником, как в Первую, так и во Вторую мировые войны. Но надо признать, что портреты и жанровые картины ему тоже отлично удавались. Интересный факт: к Берлинской Олимпиаде 1936 года он написал серию работ, посвященных летним видам спорта, одно из полотен приобрел себе в коллекцию Гитлер. После войны, несмотря на свою роль в национал-социалистический период, Янеш оставался хорошо известным и высоко ценимым художником.

Альберт Янеш (1889 - 1973) Автопортрет с женой, 1933.
Альберт Янеш (1889 - 1973) Автопортрет с женой, 1933.

Здесь художник изобразил идиллическую и при этом весьма забавную сценку: он в рабочем комбинезоне, делает перерыв в работе над очередным произведением живописи, чтобы поднять бокальчик шнапса, рядом верный пёс, радостно приветствующий хозяина. Любимая жена, которую он нередко изображал в своих картинах, нежно обнимает его за плечо. А за спиной жены... Нет, не смерть с косой, а скорее всего скелет, который является частым обитателем мастерской художников, которые работают над точным изображением анатомии своих героев. Здесь скелет тоже входит в кадр по задумке автора. Вполне возможно, что он изображен в духе работ старых мастеров на контрасте со сценкой радости жизни как напоминание о бренности земного мира. Вы заметили, как симпатично в бокале отражается окно комнаты, скорее всего мастерской?

Следующий художник, англичанин Роберт Уильямс, начинал как плакатист, работал как дизайнер, а во время Первой мировой войны тоже служил военным художником. Специалисты отмечают, что среди британцев он был одним из первых, кто разделял эстетические идеалы модернистов Франции и Италии. В 1966 году он был избран действительным членом Королевской академии. Сейчас считается очень видным художником, стоимость его работ весьма высока.

(Галерею выше можно листать - тут два портрета)

Этот парный портрет с женой очень минималистичный по цвету, по деталям, в нем нет никаких предметов интерьера - только голый угол (хотя их с женой дом Робертс очень любил писать). В нем передается чувство единения двух людей. Сколько нежности он вложил в изображение их пары, только посмотрите на эти легкие прикосновения пальцами. Художник здесь уже в зрелом возрасте, он понимает как он хочет жить и как он хочет работать. Сравните эту картину с сатирическим изображением женщины-художницы, созданную им за несколько лет до этого, по воспоминаниям мастера в самом начале войны:

Художница и Жена. ок.1940. Мне нравится этот испуганный муж на заднем плане )))
Художница и Жена. ок.1940. Мне нравится этот испуганный муж на заднем плане )))

Эта работа в большей мере отражает переход художника к скульптурности в изображении фигур. Они уже не такие абстрактно-кубические как в раннем творчестве мастера, но кажется еще и недостаточно округлые, с легким налетом плоскостности. Но что-то еще очень похожее на Фернана Леже сквозит в этой забавной сценке.

Какой портрет жены вам понравился больше всего? Пишите в комментариях, мне интересно знать ваше мнение.

Надеюсь вам понравились картины, они на этом канале главные герои!