Вчера, 2 июня, в Москве состоялась трехсторонняя встреча вице-премьеров России, Азербайджана и Армении.
Это было уже 12 заседание заместителей глав правительств. На этот раз посвященное "реализации договоренностей лидеров Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации, достигнутых в ходе встречи 25 мая 2023 года в Москве".
Еще перед ее началом, на встрече первых лиц, стало ясно, что Москва решила серьезно взяться за дело — додавить Ереван в вопросе важного для РФ коридора "Восток-Запад".
Особенно показательна была перепалка между Алиевым и Пашиняном (на саммите ЕАЭС), когда обратившийся к Путину, за поддержкой по поводу коридора, Никол, ее не получил.
При таких исходных данных, все ждали значительного прогресса от встречи вице-премьеров (по сути технической группы) и не ошиблись.
Мало того, что по итогам встречи российский представитель Алексей Оверчук сказал о
...существенном прогресс в согласовании модальностей разблокирования транспортных коммуникаций между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения.
Так еще и назвал дорогу относительно которой этот прогресс наиболее существенен:
...достигнуто общее понимание относительно реализации конкретных шагов по восстановлению и организации железнодорожного сообщения по маршруту Ерасх – Джульфа – Мегри – Горадиз.
Хотя коридор не называется Зангезурским, но понятно, что это именно он и есть.
Или так:
Протяженность этого участка 340 километров, при этом большая часть проходит по территории Азербайджана и будет сдана в конце 2023 года.
Армении надо проложить всего 45 км. по своей территории. В денежном эквиваленте на полное обеспечение всей инфраструктуры с армянской стороны надо не так и много, всего 200 млн. долларов.
Похоже, что дело наконец сдвигается с мертвой точки.
ПС. Как я как-то писал, если Баку вложил полмиллиарда в проект, то значит была уверенность и гарантии. Просто до поры до времени можно было давать Еревану поиграться. Да и некрасиво бы выглядело, если армяне быстро построили все, а азербайджанцы еще полтора года работали.
А тут, и у Баку, и у Еревана остался практически одинаковый объем работ (у Баку побольше), пора и Армении включаться.
Видимо поэтому и Москва не очень давила.
Кстати, договоренность о коридоре лидеров двух стран была еще 15 декабря 2021 года.
Решение о строительстве связывающей Армению и Азербайджан железной дороги Ерасх - Джульфа - Ордубад - Мегри - Горадиз подтвердили лидеры Армении и Азербайджана Никол Пашинян и Ильхам Алиев после встречи в Брюсселе 15 декабря. Как сообщил Пашинян, договоренность об этом была достигнута трехсторонней рабочей группой вице-премьеров Армении, РФ и Азербайджана по открытию региональных коммуникаций.
То есть, полтора года для армянской общественности разыгрывалась комедия.
А потом, некоторые комментаторы из соседей, возмущаются, когда я пишу про выдуманный мир в котором они живут...