На восхождение Агузаровой пришёлся самый пик творческого кризиса, поразившего Пугачёву.
Агузарова же стала и самой жёсткой её жертвой. И чем более усердно сама Агузарова это отрицает, тем более очевидным это становится.
Восходящая Агузарова обладала ровно всем тем набором качеств, которым закатывающаяся, но никак не желавшая этого принять, Пугачёва, не обладала и обладать не могла.
Чистый и высокий голос вместо сиплого и пропитого. Тонкая и звонкая. Ослепительно красивая улыбка, вместо зубов из ада у Аллы, которые она вскоре заменит на вставные.
Тем смешней была попытка Пугачевой перепеть на свой манер хит Агузаровой, звучавший чисто, свежо и современно благодаря грамотным аранжировкам, правильному темпу и безукоризненному чувству стиля создателей.
Говорила Примадонна одно - я "хочу себе замену" (подразумевая, что она единственная и незаменимая, что уже является признаком нездоровья, - если такое скажет человек любой профессии, его запечатают в дурку), а делала ровно противоположное - "я, я, я, мне замены нет, всё будет по-моему", и это начиная с середины 80-х неизменно принимало карикатурные формы. При попытке перелопатить агузаровский хит "под себя" у Пугачёвой получился прокуренный шансон и пафосный пафос:
Более того, полностью был перевёрнут смысл. "В городе моём" - о том, что одиночество и расставание после разрыва - необходимый этап пути к себе, его надо пережить, переболеть, а травму отпустить и преодолеть. Абсолютно правильный психологический и этический посыл для неправильной ситуации, какие, увы, случаются.
"Три счастливых дня" воспевает редкую и случайную половую связь заброшенной женщины с человеком, с которым они не ровня и не пара, но лирическая героиня всё равно пытается найти в случайной связи двух не подходящих друг другу людей какое-то душевное тепло, эмоциональную близость и проч., которых там нет и быть не может.
Композитор Антон Светличный говорит о разнице в этих композициях следующее:
У Пугачевой в результате выходит китчевый протошансон — пипл его, конечно, прекрасно хавает и просит добавки, но относиться к этому всерьез совершенно невозможно.
Например, там гармонический язык плавает, куски не стыкуются друг с другом стилистически. Во вступлении слышен явный западный adult contemporary 80-х (строгая диатоника, аккорды с надстройками и даже slash chords, флейта пана и чистая гитара в аранжировке). Такой Джордж Майкл, куда-то в ту сторону, все романтические баллады сразу. Но начинается куплет — и нас вихрем уносит в советский (или брайтонский) ресторан. Отклонение через II-V в субдоминанту - и все, приплыли в лужу, из-под маски Уитни Хьюстон показывается Люба, прстгспд, Успенская.
Со второй половины куплета вползает еще и Игорь Крутой и приносит свой дешевый пафосный рояль. Причем дальше его будет только больше, в припеве по максимуму, а в ключевых местах он еще и голос дублирует, будто ему клавир оперы Пуччини утром показали. И каденция в конце припева — тупая-тупая, шаблонная-шаблонная, как в задаче по гармонии.
Переходим к версии Агузаровой — и вдруг оказывается, что из этого же материала можно сделать почти приличную музыку.
Надо написать другой текст — более мрачный и определенный, не сглаживающий, а обостряющий историю и эмоции (придешь — велкам, а не придешь — забуду; в пугачевской версии этой резкости не осталось и следа). Вместо разливанной романтики — темный нуарный свинг. Взамен рояля — панковские расстроенные гитары. Там вообще вместо Крутого в гости на студию зашел, похоже, Курт Кобейн, поиграл, и еще и подпел немного.
Взамен размазывающих гармонический стиль в соплю отклонений и типовых каденций по ГОСТу — блюзовый квадрат в соло и редукция сетки до возможного минимума в остальных местах. Плюс цитаты из Джеймса Бонда. Взамен Любы Успенской — отвязный марсианский вокал (см. особенно конец второго припева и дальше соло).
Если исполнителю стало изменять чувство стиля - это деградация. Если прокурены и пропиты голосовые связки - это деградация. Если само время изменяет исполнителю - это деградация. Деградировать, терять чутьё, терять голос, терять остроту и актуальность, - нормально. Ненормален отказ посмотреть на ситуацию трезво и вовремя уйти на заслуженный отдых, ещё и делая из себя всесоюзную решалу от музыки.
Пугачёва на закате своего таланта не ушла, не уступила дорогу другим, а решила создать музыкальную мафию и стать ее кардиналом. А государство полностью дистанцировалось от своей творческой роли в культурной политике. Не нашлось светлых голов даже уровня Фурцевой, способных поставить всё на свои места - композитора на причитающееся ему высшее место, вокалиста - на подчинённое, а Пугачёву - на пенсию. Для супер-этатистского общества, коим был СССР, это стало настоящей катастрофой, ибо музыкальная мафия в лице Аллы и её клевретов встала во главе эстрады, чтобы её раскурочить и породить Инстасамку как конечный итог всего процесса. Последствия "культурной" политики Аллы и её свиты мы расхлёбываем по сей день и неизвестно, преодолеем ли когда-либо.
На закате 80х, чем более деградировал талант Пугачевой, чем больше вылезали и актуализировались в ней пафос, манерность и хабальство, и тем больше она не унималась: пели "В городе моём, - Борисовна пела "Три счастливых дня" на тот же мотив, пели "Рябиновые бусы", Борисовна не унималась с "бусами коралловыми". Борисовна подбирала и клещами сжимала всё, что исполнено не ей и "плохо" лежало, прибирала к рукам всё, что блестело и превращала это в брайтон; Борисовна воровала мелодии на Западе и Востоке, Борисовна заручалась поддержкой и гей-сообщества, и КГБ, словом, её несло. Тяга властвовать заменяла ей любые творческие импульсы, а чувство собственной важности начисто уносило в ней здравость самооценки.
"Больше в телеке Агузарову вы не увидите!" - открытым текстом признаётся Пугачёва!
Немудрено, что Жанна Агузарова была Алле как кость в горле: нельзя было скосплеить Агузарову, отобрать у неё пару песен, чтобы просто загасить. Нельзя было примерить на себя ничего из стиля Агузаровой. А если ты не можешь что-то побороть - возглавь и обезглавь. И 86 году Алла Борисовна официально возглавила стремительно набиравшую обороты Агузарову. Сейчас мы посмотрим, как это было.
Удивительное дело, что вместо гостьи (Агузаровой), разговаривает в основном Алла. Перейдём к самому вкусному в этой передаче.
Народ тогда умел не только целовать Алле ручку, но и задавать вопросы, поэтому с места в карьер Аллу, перефразируя, спросили:
- А чего тебе надо от группы "Браво"? Кто ты такая что ей покровительствуешь?
-А мне бы хотелось ЗАМЕНУ СЕБЕ.
Это она говорит о готовой сработанной группе, собиравшей залы, известной с 83 года, имеющей авторский репертуар. Ты, оказывается, настолько незаменимая, что должна искать ЗАМЕНУ СЕБЕ. Уже тогда Пугачёву занесло основательно - это она, а не Агузарова, была марсианкой.
Заметим, что сидящий рядом с Аллой известный алкоголик, нарк*н и русофоб Артемий Троицкий крайне недоволен вопросом:
Уже после этих слов можно было вызывать санитаров (не Агузаровой, а Пугачёвой), но тогдашний народ принимал подобные заходы, как должное.
-Какую новую женскую тему Агузарова несет?
-Это МОИ темы в 16 лет - заявляет Пугачева.
-но мы хотим видеть новое, не унимается журналистка.
И, вишенка на торте:
-А можно ли Вас в телевизоре ЕЩЕ где-нибудь увидеть?
-Это вопрос ко мне! - заявляет Пугачева. - Ленинградское тв НАМ подходит, а остальные - нет (на остальном ТВ царствовала Борисовна, и она тут прямым текстом признается, что Жанну она туда пускать не собирается!). То есть прямым текстом говорится, что Агузарова не будет пущена не на "Что? Где? Когда?", ни на "Песни года", ни на центральное телевидение от слова совсем.
Ты кто? Директор гостелерадио? Официальное лицо? Далее о себе, о группе Браво и об Агузаровой Пугачева говорит исключительно "МЫ", и публика это принимает как должное.
Поражаешься, как у людей ничего не кольнуло после столь вызывающей откровенности: "Ленинградское ТВ наиболее нам подходит, остальные нет" - отвечает Пугачёва на прямой вопрос, увидим ли мы ещё Агузарову в телеке, с главных каналов которого сама Алла Борисовна ВООБЩЕ никогда не вылезала.
Даже Агузарова в конечном итоге не выдерживает на минуте 41:24: "Да мне задавайте вопросы, в самом деле". Ведёт себя Агузарова искренне, честно признаётся, что "покровительство" Борисовны её откровенно душит.
Кто устроил облаву на Агузарову, отправил её в психушку и на лесоповал?
В 1984 году (Агузаровой 21 год) на одном из концертов в московском ДК началась милицейская облава. Оказалось, что музыканты не согласовали тексты своих песен и строки «Я мимо проезжаю в „Чайке“» истолковали как иронию в адрес партийной номенклатуры. Ну бред абсолютнейший: был у страны красивый автомобиль, почему бы его не воспеть, как всё прекрасное? С таким же успехом можно было спеть о визите на балет в Большой театр. И были у номенклатуры дети, некоторые из которых проезжали в "Чайке" по родной Москве, ходили на танцы, слушали хорошую музыку и модно одевались. Подумаешь, какой кошмар!
Когда правоохранители задержали Агузарову, её паспорт оказался поддельным. В нём значилось имя Иванна Андерс. Агузарова сама вклеила своё фото в паспорт некоего Ивана Андерса. На деле, она просто хотела скрыть своё провинциальное происхождение, поскольку боялась, что из столичной артистической среды её выгонят как обычную «лимитчицу».
После странного поведения на суде её направили на психиатрическую экспертизу. После этого один из создателей поп-группы «Мираж» Валерий Соколов говорил, что из психбольницы Агузарову вытащила Алла Пугачёва. Артистке пришлось полтора года потрудиться лесоприёмщицей под Тюменью.
Но нам интересно не то, что Пугачева вытащила Жанну из психушки, а кто и почему ее туда упрятал, учитывая доказанную, плотную связь Пугачёвой с КГБ и Бобковым. Придрались к "Чайке" с намёком на номенклатуру? На каких идиотов рассчитано это объяснение, когда Макаревич со своими "Марионетками" и фигой в кармане по отношению к стране, колесил повсеместно и заколачивал баснословные барыши, и вообще весь подгебешный рок - все эти Макаревичи-Гребенщиковы спокойно собирали кассу, неся со сцены ОТКРОВЕННЫЙ негатив по отношению к стране и государству, шинковали купюры и собирали любые залы, НО НИКТО их не трогал, а у безобидной Агузаровой, которая даже не пила и не курила, нашли какие-то крамольные по отношению к советской власти слова. Неужели вы в это верите?
Кто и как заманил Агузарову в США, заслуживает особого внимания, но сразу два афериста на её жизненном пути подряд не могут быть совпадением.
Загадочный Игорь из Ялты, выглядевший на 100 баллов
Журналист задал экс-мужу Агузаровой Нику Полторанину вопрос:
-Ник, вернёмся к рассказу об Америке. Насколько я понимаю, покидая родину — вы с Агузаровой сильно рисковали?
Ник:
— Не то слово. Это был огромный риск. Ведь мы ехали в никуда — в Америке у нас не было ни друзей, ни знакомых, ни родных. Хотя нет, знакомые всё-таки были, на которых мы понадеялись. Но это отдельная история. Расскажу её... Всё в том же 1990 году в Ялте мы с Жанной играли в теннис. Вдруг к нам подошёл некий молодой человек. Представился Игорем. Выглядел он на 100 баллов — дорогой костюм, блестящие ботинки, модная стрижка. Мужчина поведал, что он родом с Украины, но давно живет в Америке. Затем обратился к Жанне: «Я знаю, что вы известная певица, поэтому хотел бы помочь вам раскрутиться в Америке, где у меня полно связей». Игорь быстро втёрся к нам в доверие и в какой-то момент стал чуть ли не лучшим другом нашей семьи. Он часто приходил к нам в гости с бутылкой вина, вел задушевные беседы. А уж сколько он всего обещал нам — и песни Жанне запишет, и на радио ее пристроит. Обычно я хорошо чувствую людей, но здесь интуиция меня подвела. В итоге мы отдали ему все диски с записями песен и 47 тысяч долларов, чтобы он помог нам встать на ноги в чужой стране. Позже, в Сан-Франциско, он взял с нас еще 2 тысячи долларов за «продюсерские» услуги. А потом исчез. Также пропали все наши записи. В свое оправдание Игорь сказал, что чемодан с дисками потерялся по дороге из Москвы в Сан-Франциско. Вину свалил на авиакомпанию перевозчика. В итоге в Америке мы остались ни с чем.
А как вы думаете, случаен ли этот Игорь, имевший возможность оказаться сначала в Ялте, а потом в Сан-Франциско? Я утверждаю: НЕТ. Обычный аферист просто бы смылся с деньгами, ему не нужны ваши записи, тем более ВСЕ. Обычный аферист не стал бы мотаться в Сан-Франциско и брать с вас ещё 2 тысячи долларов. Он бы смылся с 47 тысячами долларов, не тратясь на перелёт в США. Он выполнял ЗАДАЧУ - дурачить Агузарову как можно дольше, чтобы в США она ЗАСТРЯЛА. Той же задаче явно служил и другой аферист:
Позже мы попались на удочку еще одного афериста. Он тоже много чего обещал, а в итоге пропал. И почему мы с Жанной были такими наивными? Верили всем? Потому и набили массу шишек.
Почему Агузарова не выстрелила в США?
Кроме того, что русские в США не нужны, там сцена чётко поделена на основании жёсткой иерархии народов США, есть другая причина: певица это не только голос, но и музыканты, и аранжировки, и так далее. Самый крутой голос в шоубизнесе - это неограненный бриллиант без оправы. А оправу спёрли. И даже демозаписи спёрли. Оставалось выкручиваться:
Оставалось скитаться. Когда-нибудь светлая голова снимет хороший биографический фильм о скитаниях Агузаровой в США.
Без оправы Агузарова осталась, ещё уйдя из коллектива под крыло Аллы Борисовны. И это была огромная, роковая ошибка человека, с самого начала недооценивающего себя. И Пугачёва, казавшаяся опорой и поддержкой, послужила той самой черной дырой, которая затянула в себя талант Агузаровой. Тот самый "чёрный сутенёр", который "оформил на работу", как потом обобщила Агузарова опыт своих скитаний в США:
Понятно, что эту песню можно понимать буквально, а можно в переносном смысле, но она совершенно явно не лишена экзистенциального опыта самой Агузаровой: её ведь явно на поездку в США оформили. Понимает ли Агузарова сейчас, что от Пугачёвой стоило держаться подальше, и быть нормальной московской рок-н-ролльной группой "Браво" без покровительства Борисовны было бы более полезным для здоровья решением? Или их настолько обложила флажками свита? Подробностей мы не знаем, ждём каких-нибудь мемуаров, где они всплывут.
Антиподы
Психологически, стилистически, личности Пугачевой и Агузаровой - абсолютные антиподы:
Пугачёвой свойственно говорить о себе так, как будто её талант вбирает в себя все остальные таланты. Агузаровой любое чванство, любое завышенное чувство собственной значимости, глубоко чуждо.
Пугачёва постоянно пыталась уцепиться за тренды, копируя и примеряя к себе стилистику каждого времени в одежде и вокале, темы песен, сами песни. Агузарова вне моды, у неё собственный стиль, который опередил время и на многих повлиял.
Пугачёва поёт о чувствах, никогда не зная, что это такое, поэтому выходит про страстишки. Агузарова немного социопатична, что свойственно детям, чей отец их рано покинул, но полностью лишена страстей, о чём честно и поет со сцены. Брошенка, разведёнка, равно как и в "омут с головой" - это не про Агузарову. "Ты нравился вчера, сегодня нравится другой." Но без "омута" страстишек, в который бросаются "с головой": Агузарова понимает разницу между чувством и страстью, она старается страсти в себе изживать, отказываясь от допинга и мяса, Алла же страсти в себе только культивирует, подхлёстывая их веществами, алгоголем, интригами, - на протяжении всей своей карьеры. У Пугачёвой было много мужчин, интересных, талантливых, - всех она пустила под откос. Мы знаем только одного мужчину Агузаровой, - Ника Полторанина, который только крепче встал на ноги; "с одним крылом", как после Алл-Борисны, не остался точно: будучи выходцем из России, не остаться бомжом в Голливуде, - дорогого стоит.
Пугачёва постоянно ловит тренды и запросы плебса, заискивает перед толпой, публикой, пытается быть с публикой предельно и беспредельно доступной, неистово верит в правильность этого пути, исступленно проповедует его другим. Агузаровой запросы плебса не интересны. В итоге народ Агузарову не просто признал, он ее искренне любит.
Пугачёва постоянно делала попытки "выскочить из мещанства", а выходил пафосный пафос, кондовый, буржуазный ("также как все", -подразумевая, что "я априори не такая как все", "любите меня за то, что умру", "без меня тебе лететь с одним крылом (и правда, высасывала до дна, - кто взлетел после Пугачевой? - только приземлялись), "кто родится позднее меня, на сцене займет это место" (так и не заняли, т.к. поляну сама же Алла жестко вытоптала) - эта тема самомнения фонит сквозь всё творчество Пугачёвой. Агузарова лишена пафоса, и она анти-мещанка до мозга костей. Это и было то новое, что она привнесла, но тогда особо мало кто это понял, судя по дурацким вопросам из "Музыкального ринга".
Пугачёва родилась в Москве, Агузарова - в деревне. Пугачёва за стилем гонялась, а Агузаровой это все принадлежало без натяжек:
Пугачёва стремилась стать "решалой" эстрадных судеб, упоительно наслаждаясь этой выдранной для себя у безвластия привилегией, и наверняка наслаждается результатом всего, что натворила и не успела, равно как и тем плачевным состоянием, в котором пребывает эстрада в России. "Ну вот теперь-то я точно у страны одна, меня никто не заменит". Агузарова от этого соблазна всегда увиливала, даже если предлагали места в музыкальных редакциях и деньги.
Наконец, Пугачева "эту страну", которая столько лет перед ней пресмыкалась и столько ей всего дала, "вдруг" возненавидела. Напротив, Агузарова посвятила песню "Чудесная страна" все-таки России, именно в 2022-м, тяжёлом для страны году.