Конструкция, инструкция , описание.
И немного - поговорить.
>Про бейку горловины, переходящую в планку застёжки.
>Про "косое" плечо.
>Про моделирование втачного рукава.
>Про частичные ряды для удлинения передних половинок.
>И про другие мелочи, которые составили основу изготовления цельновязаного сверху женского укороченного жакета из летней хлопковой пряжи.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Когда у меня появилась эта пряжа, чётких планов, для какого изделия её использовать, не было. Единственный повод для её приобретения - это соображения иметь в наличии летнюю пряжу для машинного вязания приемлемого метража. 400 метров в 100 граммах - удобная толщина пряжи для вязания на машине в одно сложение. Но моя тяга к рукодельным авантюрам в случае с применением этой пряжи полностью оправдала себя, когда я рискнула связать спицами летнее платье с расширенной книзу юбкой.
Информацию о платье я оформила в одной подборке. Все подборки удобно размещены (спасибо ДЗЕН) под названием моего канала.
Из-за большого объёма вес юбки тянет верхнюю часть платья вниз по вертикали и лиф выглядит облегающим (хотя полотно совсем не обтягивает фигуру в этом месте). Мне не нравится такое слишком явно подчёркнутое выделение изгибов фигуры. Я предпочитаю носить платье с дополнениями в виде накинутой рубашки мужского кроя, или футболки, или свободной тонкой блузки. И, если бы у меня не осталось достаточно пряжи после проекта ПЛАТЬЕ,
я бы удовлетворилась использованием вышеназванных вариантов дополнений.
Но пряжа осталась. Для короткого жакета с длинными рукавами. И, хотя я не надеваю несколько вязаных изделий сразу и считаю, что в одном выходе не стоит перегружать образ, и лучше сочетать одну вязаную вещь с изделиями из материалов других категорий, но свой короткий жакет я проектировала, исходя из возможности надеть его, если необходимо, с вязаным платьем.
Но в то же время я планировала жакет таким, чтобы он хорошо сочетался с моими платьями и сарафанами, сшитыми из ткани. И с теми, что уже есть, и с теми, что я сошью в будущем.
Получился жакет для прохладного лета.
Эскиз жакета.
•Жакет прямой (иллюзия приталивания за счёт планки - ластика 2+2 по низу полочек и спинки).
•Линия скоса плеча смещена на спинку.
•Нагрудные вытачки размоделированы и перенесены под проймы прямым удлинением передних половинок.
•V-образный вырез горловины оформлен цельновязаной бейкой, переходящей в планку застёжки на четыре пуговицы спереди. •Конструкция втачной рукав. •Рукав с объемом в области оката (сборка полотна на верхнем горизонтальном участке).
•Рукав длинный, заужен книзу по двум линиям - по линии условного соединения боковых краёв рукава и по средней линии рукава (на отрезке под головкой рукава).
Здесь я повторю весь процесс вязания от начала до завершения, то есть дам разъяснения ко всем фото этапов изготовления, которые я ранее опубликовала в виде клипа.
В моём изложении - "два в одном", универсальная инструкция вязания и описание вязания для моего размера 50-52.
Итак,
мой жакет связан на размер 50-52, то есть для женщины с обхватом груди 100-104 см, без прибавки на свободу облегания в области груди, то есть ширина изделия на уровне груди составляет ~ 51-52см.
Пряжа на бобине - EMILCOTINI, Италия, 400м/100граммов, 100% хлопок, по структуре - меланж большого количества сиреневых и белых очень тонких нитей, подобна нити мулине, но легко скрученной. Изделие связано из вышеназванной пряжи в три сложения спицами диаметром 3мм для кругового вязания. Длина тросика 100см.
Основное переплетение - лицевая гладь.
Плотность переплетения:
Пг=22петли/10см (2,2п/1см)
Пв=32ряда/10см (3,2р/1см)
Дополнительное переплетение - ластик (резинка) 2+2, простой - для манжет, и всех планок, беек, и комбинированный - для бейки горловины.
Элементы декорирования могут быть разные.
Я использовала "косые" дорожки из 4-х лицевых петель (прибавка в начале, убавка в конце - с одной стороны детали и на одном рукаве, и убавка в начале, прибавка в конце - для другой стороны детали и другого рукава), импровизация.
Плюс - отделочный элемент вдоль планки застёжки. Это замаскированные прибавки вдоль выреза горловины - по одной в каждом лицевом ряде - выполнены на основе ластика (резинки) 2+2, как групповые, сразу по четыре прибавки в каждом 8-м ряде. Далее, ниже выреза горловины, эти же прибавки (4 через 8) компенсированы убавками, за счёт чего получилась вертикальная декоративная полоска. Технику исполнения этого элемента я не записала, так как это частный случай, имитирующий (но не повторяющий) технику машинного вязания.
Также несколько необычно выполнены вертикальные отверстия для пуговиц. Это лишь один из вариантов.
Все украшения я делала, чтобы не заскучать, и их наличие, или отсутствие не влияет на конструкцию, поэтому не является целью этого рассказа.
Ниже приведены размеры деталей жакета.
•Ширина жакета 51-52см. •Длина жакета по спинке 41 см.
•Ширина спинки между проймами 35 см.
•Средняя глубина проймы 22 см (спинки -17 см, полочки - 27 см).
•Длина рукава без учёта прибавки на высоту оката (2см) - 65 см.
•Ширина рукава на уровне подмышки - 40 см.
•Ширина рукава на уровне запястья - 19 см.
•Длина жакета по полочке составляет 47 см.
•Ширина переда (груди) между проймами 34 см.
•Ширина плеча ~10см.
Глубина выреза горловины 22см.
∆
Теперь, комментируя фото этапов вязания, я буду в основном указывать только петли и ряды, лишь иногда упоминая сантиметры.
1. Бейка горловины на участке спинки.
Её размеры около 3x17 см. В переводе в ряды и петли размер этого участка 14 петель на 46 рядов.
17 см - это длина линии ростка.
Расчёт для начала вязания.
Для горловины, оформленной бейкой (3см - стандартная средняя ширина бейки), я делала следующий расчёт (если взять другую индивидуальную мерку Ош, то можно получить результат, соответствующий этой мерке, и далее исходить из него):
О ш (обхват шеи) ~38 см.
Д гор (длина горловины) =
Ош x 4/3
=38x4/3~50-51см
Д ростка = Д гор/3
=51/3=17см
Переплетение на бейке горловины - это с лицевой стороны все изнаночные петли в первом ряде и резинка 2+2 на трёх следующих рядах. То есть раппорт в высоту 4 ряда.
Для планки начальный ряд вязания - простые витки пряжи, намотанные на сложенные вместе наконечники круговых спиц, второй из которых нужно протянуть внутри этих витков, чтобы внутри оказались один наконечник и леска от второго наконечника. Так петли начального ряда останутся открытыми и от них можно будет продолжить вязание в противоположном направлении.
1-й ряд (изнаночный) - 1узелковая кромочная, 10 лицевых, 3 кромочные в виде полого шнура. 2-й ряд(лицевой) - 3 кромочные в виде полого шнура, *2лицевые, 2 изнаночные*-2 раза, 2 лицевые, 1 лицевая кромочная.
3-й ряд(изнаночный)-1 узелковая кромочная, *2 изнаночные, 2 лицевые*- 2 раза, 2 изнаночные, 3 кромочные в виде полого шнура.
4-й ряд(лицевой)-3 кромочные в виде полого шнура, *2лицевые, 2изнаночные*-2 раза, 2 лицевые, 1 лицевая кромочная.
Узор следует повторять с 1-го ряда. 45-й ряд вяжется, как 1-й ряд, 46 ряд вяжется, как 2-й ряд.
На верхней стороне бейки получились 22 узелковые кромочные, которые следует поднять (нанизать) на левый наконечник (на фото это наконечник с длинным концом лески). И нужно добавить к 22-м петлям справа и слева по одной петле с открытых участков в 14 петель. Новый участок будет формироваться от 24 петель.
2. Участок спинки с прибавлениями по линии смещённого на спинку плеча.
От 22-х узелковых кромочных , плюс ещё 2, справа и слева, нужно связать первый ряд из 35 лицевых петель, на которых будет формироваться трапециевидный участок спинки со смещёнными скосами плеч. То есть к 24 петлям следует добавить 11 петель, чтобы получить 35. Для этого 1-й ряд я вязала так: 1 узелковая кромочная, *1 лицевая из поднятой кромочной, 1 лицевая из промежутка между поднятыми кромочными, 1 лицевая из поднятой кромочной* - повторить 11 раз, 1 лицевая кромочная. Всего 35 петель. Далее все прибавки выполняются на боковых участках полотна спинки в лицевых рядах - плюс 2 петли в начале ряда, плюс 2 петли в конце ряда.
При выполнении двойных прибавок для скосов плеча образовались простые декоративные "косые" дорожки. Я сделала видеозапись этого процесса. Обращаю Ваше внимание на то, что я провязывала в начале ряда узелковые кромочные, а не переносила их без провязывания с левой спицы на правую спицу:
Можно догадаться, что в дальнейшем подобное вязание может быть выполнено "стихийно"), без особых расчётов, а только с использованием примерок и учётом связанных петель и рядов. Основной расчёт - расчёт длины линии ростка из пункта 1. А расширение трапециевидного участка нужно выполнять до достижения нужного размера ширины спинки.
3. Участок кокетки левой полочки.
В результате, когда весь трапециевидный участок спинки был связан, на кромках образовалось по 13 узелковых кромочных. Теперь нужно поднять узелковые кромочные, нанизав их на наконечник, которым заканчивается белая леска, выходящая из петель планки горловины(фото выше).
К моменту перехода на вязание кокетки левой полочки ширина участка в 87 петель соответствует ширине спинки между проймами и составляет 35 см.
Теперь в работе будут участвовать петли кокетки левой полочки и петли планки горловины. На фото выше это (13+26) петель.
Участок кокетки левой полочки вязался переплетением ластик(резинка)2+2 одновременно с планкой горловины, которая вязалась тем же, что и в начале, комбинированным переплетением. На фото выше хорошо видна закономерность: количество рядов (26 рядов), составляющих высоту трапециевидного участка спинки, равно количеству петель (26петель), набранных для кокетки левой полочки. И в моём случае, для стандартной фигуры, я связала высоту кокетки полочки, равной высоте участка спинки, т.е. 26 рядов. Но спинка на этом этапе всё равно стала длиннее полочки, за счёт ширины планки горловины в 3 см, которая лежит, не как воротник-стойка, на шее, а вверху спины вокруг шеи (благодаря предварительному расчёту длины горловины, которую я увеличила на 1/3 от размера обхвата шеи). То есть я позаботилась о верхнем вертикальном балансе. А для более сутулой фигуры следует сделать длину кокетки полочки короче (расчёты этого нюанса я объясняла в публикациях, посвящённых вязанию свитера с "азиатским ростком"). И ещё, на фото выше, красными перевёрнутыми галочками я обозначила место первых 4-х прибавок для оформления выреза горловины. Это место - 23-й (лицевой)ряд кокетки. Следующие 4 прибавки будут через 8 рядов. Эти прибавки можно распределить по одной, начиная с 23-го ряда, или начать их выполнение сразу после кокетки с 27-го (лицевого) ряда, когда будет производиться переход от резинки 2+2 на лицевую гладь, и выполнять в каждом 2-м, лицевом ряде, просто без всяких сложностей, так как их основная функция - выстроить линию горловины полочки. И снова, теперь уже по кромке кокетки левой полочки, на границе с будущим рукавом, образовалось 13 узелковых кромочных (см.фото выше). Из них начнётся формирование головки левого рукава.
4. Первый ряд головки левого рукава и переход к началу первого ряда правой полочки.
После того, как кокетка левой полочки была связана, я перешла на вязание 1-го ряда оката левого рукава. Головки рукавов жакета - объёмные, присборены по верхней линии оката. Для эффекта сборки я вязала из 13 узелковых кромочных петель кокетки по 3 петли из каждой. В результате получилось 39 петель, которые составили плотный ряд на коротком отрезке.
Далее я вязала петли спинки в количестве 87.
На двух фото выше показан перенос одной петли с участка левой полочки на левый рукав. Подобное действие нужно будет произвести и с правой стороны.
Также на фото выше - момент перехода для начала вязания правой полочки. Наконечник спицы, который выходит из 13 петель планки горловины, продет через узелковые кромочные скоса правого плеча, которых также 13. Осталось сформировать первый ряд кокетки правой полочки. Для этого надо связать 26 петель.
5. Кокетка правой полочки.
Здесь, на фото выше, уже связана правая полочка. Первый ряд правой полочки также вяжется из поднятых и нанизанных на спицу 13 узелковых кромочных скоса смещённого плеча и из промежутков между ними, только этот первый ряд вяжется лицевыми петлями по лицевой стороне изделия. Всего 26 петель. Остальные ряды вяжутся переплетением ластик 2+2. Всего 26 рядов. Одновременно с петлями кокетки правой полочки вяжется планка горловины тем же комбинированным переплетением,что и в начале. А в 23-м ряде выполнены первые 4 прибавки, аналогично, но зеркально тому, как это было на левой полочке.
6. Первый ряд головки правого рукава
С этого момента начинается вязание всех деталей одновременно. Из 13 узелковых кромочных на участке кокетки правой полочки надо связать по три петли из каждой для сборки на высшей линии оката рукава. Всего 39 петель. И добавить на участок правого рукава одну петлю с участка кокетки правой полочки. Будет 40 петель.
7.Вязание всех деталей одновременно поворотными рядами от планки до планки с прибавлениями по линиям окатов рукавов и по линиям выреза горловины спереди.
Для формирования головки рукава я выполняла прибавки по скосам линий окатов рукавов - по одной петле в каждом лицевом ряде по всем четырём линиям. А для оформления выреза горловины я использовала прибавления, которые сгруппированы по 4 петли и выполняются в каждом 8 ряде (что соответствует скосу, когда прибавляется одна петля в каждом 2-м (лицевом) ряде).
Декоративные элементы не влияют на формообразование жакета и лишь маскируют прибавки (или убавки, что будет происходить при оформлении головки рукава). То есть прибавки должны быть выполнены, независимо от наличия, или отсутствия дополнительных узоров. Узоры могут дополнить вязание.
8. Выполнение всех прибавок по линии горловины на полочках.
Обычно ширину полочки между проймами доводят при вязании до ширины спинки, делая определённое количество прибавлений для горловины переда. И сравнивают при этом количество петель между проймами на спинке и на полочке. Но так поступают, если обе части вяжутся переплетениями с одинаковой плотностью по горизонтали.
Общее количество петель на обеих полочках с учётом застёгнутой планки(13 петель)получилось следующее: 25+16+13+16+25= 95 петель. А на спинке 87 петель. Но 95 петель на полочке соответствуют 34 см, а 87 петель на спинке соответствуют 35 см. Так вышло, потому что декоративные полоски и планка застёжки имеют плотность по горизонтали больше, чем плотность по горизонтали у лицевой глади спинки. То есть, если плотности переплетения на полочке и спинке будут иметь одинаковые значения, то и количество петель на участках между проймами можно сделать одинаковым за счёт выполнения меньшего количества прибавок вдоль линии горловины. Если бы я не выполняла декоративные прибавки, то на лицевой глади количество обычных прибавок с обеих сторон горловины было:
(87-(25+25)-13)/2=12 петель (а не 16). Здесь число 87-петли спинки. Значения остальных чисел указаны под следующим фото.
9. Расширение спинки и полочки на участках подмышечных впадин.
Расширение полочек и спинки жакета по линиям пройм, переходящим на участок подмышечных впадин, начинается после 32- го ряда поворотного вязания всех деталей. При этом синхронно продолжается расширение рукавов. Прибавки выполняются вдоль границы сопряжения линий окатов рукавов с линиями пройм. Вдоль каждой из 4-х линий условного втачивания рукавов на нижнем участке подмышечных впадин, подобно прибавкам вдоль линий реглана, в каждом лицевом ряду добавляется по одной петле с каждой стороны. Расширение производится на 20 рядах и с каждой стороны каждой линии добавляется по 10 петель. На каждой полочке станет по 54+10=64 петли. А на спинке станет 87+10+10=107 петель. Ещё по одной петле, находящейся на линии разделения деталей, перейдёт на участки полочек и спинки, что показано на фото ниже.
В результате на каждой полочке станет по 65 петель. А на спинке - 109 петель.
Первое отверстие для пуговицы.
До момента вязания первого отверстия для пуговицы на правой полочке я продолжила оформление бейки горловины комбинированным переплетением. От нижней линии кокетки до первого отверстия для пуговицы 36 рядов. Если считать ряды от начала кокетки, то их будет 26+36=62 ряда. В этом месте бейка горловины переходит в планку застёжки и меняет переплетение на обычную резинку 2+2. Поскольку переход совершается вокруг угла, образованного на пересечении линии горловины и центральной линии переда, я решила увеличить огибающую длину внешней части планки за счёт частичного вязания. Я связала два разворота укороченными рядами на участке планки, увеличив её наружную длину на изгибе на 4 ряда.
10. Отделение рукавов.
В момент отделения на участке рукава 92 петли (указано на фото выше). На этих петлях я вяжу один ряд вспомогательной пряжей тем же узором, или переплетением, что должно продолжить вязание основной пряжей. А затем закрываю петли тамбурным стежком.
Для каждого нижнего горизонтального участка проймы я набрала по 12 петель способом навива, чтобы продолжить вязание одновременно полочек и спинки поворотным вязанием. Всего на спицах стало 263 петли.
11. Вязание стана жакета ниже уровня груди.
Жакет по конструкции прямой, без приталивания с помощью убавлений. Однако, визуальное уменьшение в области талии наблюдается за счёт обработки низа планкой- поясом, выполненной переплетением ластик(резинка) 2+2.
Через 8 полных поворотных рядов я оформила частичным вязанием участки на полочках ниже уровня проймы для замещения нагрудных вытачек дополнительными укороченными рядами. Начало всех 4-х пар рядов частичного вязания размещено на одной вертикали, лежащей на границе между нижним горизонтальным участком проймы (из 12 петель) и участком линии скоса проймы.
12. Планка-пояс жакета.
Планка-пояс жакета связан резинкой 2+2. Это переплетение требует симметричного распределения петель по краям вязания. К моменту, когда основной участок стана был связан лицевой гладью, на спицах было нечётное количество петель, что не должно смущать. Всегда есть возможность убрать, или добавить одну петлю незаметно. Я добавила одну петлю, чтобы резинка 2+2 была симметричной с обеих сторон вязания. На спицах стало 264 петли.
Переход от лицевой глади к переплетению ластик 2+2 я произвела, перемещая лицевые и изнаночные петли относительно друг друга.
Финальная кромка имеет не эластичный край и плотность закрытых петель подобрана так, чтобы обхват низа жакета соответствовал желаемому и не имел возможности растягиваться сильнее, чем это необходимо. Теоретически это край "вподгибку" "зубчиками". Только на изнанку подогнуты буквально 2 ряда.
13. Вязание рукавов.
Перед продолжением вязания каждого рукава я распустила закрытые петли вспомогательной пряжи, а затем петля за петлёй начала распускать ряд петель из вспомогательной пряжи, одновременно надевая на спицу последовательно каждую освобождённую петлю основной пряжи , пока все петли рукава не наделись на спицу. Затем я присоединила основную пряжу к низу проймы, провязала за начальные кромки петли навива, и начала вязать продолжение рукава в одном направлении по лицевой стороне спиральными рядами. При я этом сделала переход между кромками петель навива и петлями головки рукава на полочке и спинке так, чтобы не образовалось отверстий в этих местах.
Для тех, кто, как и я, вяжет изнаночные петли бабушкиным способом (правая стенка петли сзади на спице), есть вероятность, что переход с поворотного вязания на спиральное (круговое) будет заметен на полотне тем, что петли будут несколько отличаться своим положением в соседних рядах поворотного и спирального вязания. Но моя пряжа в три сложения смягчила картину. А после стирки изделия переход стал ещё менее заметен.
Схема-развёртка рукава.
По средней линии рукава, когда было сделано по 13 убавлений с каждой стороны, в каждом 4-м ряду, я продолжила имитировать убавления в каждом 4-м ряду, выполняя вместо них вязание перекрещенных петель способом , описанным Норой Гоан в её книге.
Манжету я вязала с тем же переходом от лицевой глади к резинке 2+2. И край оформляла тем же способом.
Пуговицы для жакета я связала крючком из пряжи изделия.
Возможно некоторое несущественное отклонение количества петель, обозначенного на схеме, от оригинала на одном или нескольких участках. Это объясняется тем, что при вязании присутствовал момент импровизации, а для описания я проверяла петли и ряды подсчётом. Сообщаю об этом для того, чтобы вязальщица, которая берётся за дело (не важно, что она будет вязать), понимала, что главное в деле - принцип, а количество петель и рядов - понятие, в какой-то степени, условное, в том смысле, что зависит от выбранных спиц, вида пряжи, манеры вязания и многих других условий, которые делают каждый проект единственным.
Я думаю, что могла что-то упустить (точно чего-то важного здесь нет). Но для проверки текста этого описания я потратила уже достаточно времени. И ни разу не сумела прочесть всё целиком(!!!). Оставляю за собой право редактирования после публикации, иначе так и не смогу закончить все поправки.
Мне остаётся лишь надеяться, что мой опыт пригодится другим рукодельницам.
Спасибо всем, кто смог дочитать эту статью. Интересно, как Вам это удалось?)